logo
рыков

27. Пуризм

Пуризм, течение во французской живописи конца 1910-20-х гг. Основатели и главные представители П. - А. Озанфан и Ш. Э. Жаннере (Ле Корбюзье).Отвергая декоративистские тенденции кубизма 10-х гг., принятую им произвольную деформацию натуры, пуристы стремились к рационалистически чёткой передаче "устойчивых" предметных форм, к изображению "первичных" элементов, на восприятие которых затрачивался бы минимум энергии. Для работ пуристов характерны подчёркнутая плоскостность, плавная ритмика полупрозрачных силуэтов и контурных очертаний предметов (намеренно однотипных - кувшины, стаканы и т.п.). Не получив развития в станковых формах, существенно переосмысленная теория П. нашла применение в современной архитектуре, особенно в постройках Ле Корбюзье.

Пуризм - франц. purisme, от лат. purus — чистый) Течение во французской живописи конца 1910— 20-х гг. Основные представители - художник А. Озанфаном и архитектор Ш. Э. Жаннере (Ле Корбюзье). Отвергая декоративные тенденции кубизма и других авангардистских течений 1910-х гг., принятую ими деформацию натуры, пуристы стремились к рационалистически упорядоченной передаче устойчивых и лаконичных предметных форм, как бы "очищенных" от деталей, к изображению "первичных" элементов. Для работ пуристов характерны плоскостность, плавная ритмика лёгких силуэтов и контуров однотипных предметов (кувшинов, стаканов и т. п.). Не получив развития в станковых формах, существенно переосмысленные художественные принципы пуризма нашли частичное отражение в современной архитектуре, главным образом в постройках Ле Корбюзье. Пуризм - это искусство интеллектуальное исключающее случайность и использующее четкие геометрические формы. Озанфан и Жаннере вдохновляются конструктивными методами конечными целями и эстетикой промышленных машин и утверждают "общую грамматику чувствительности". Формы и цвета упрощены а структуры основаны на прямоугольниках и "правильных планах". В темах преобладают натюрморты составленные из повседневных предметов: тарелки стаканы графины курительные трубки бутылки - которые имеют функциональное значение и трактованы экономично. Их простые и стандартизированные формы могут легко соединяться оставаясь при этом четкими. Эти предметы изображаются в соответствии с методами взятыми из промышленного рисунка с использованием плана общего вида и тени спроецированной по правилам перспективы. Их органичное расположение производит регенерацию форм. "Можно создать картину как машину. Картина - это механизм волнения". Эта теория была постепенно развита и усовершенствована практическим живописным опытом и особенно в теоретических работах - серии статей в журнале "L'Esprit nouveau" основанном поэтом Полем Дерме Озанфаном и Жаннере в 1920. Эти тексты затем вошли в книгу Современная живопись (Париж 1925) которая вызвала много шуму в кругах стремившихся к осознанию природы художественного творчества и ее рационализации. Пути Озанфана и Жаннере разошлись после 1925. С 1927 творчество Озанфана изменило направление: он снова вводит изображение человеческой фигуры и обращается к стенной живописи ("Купальщики в гроте" 1930-1931 Париж гал. Кати Гранофф). Он откликается на призыв сюрреализма странными но всегда рациональными образами. Затем Озанфан создает произведения на аллегорические темы принесшие ему к сожалению мало удовлетворения ("Жизнь" 1931-1938 Париж Национальный музей современного искусства Центр Помпиду передано на хранение в музей Сен-Кантена). После 1940 он создает несколько привлекательных произведений таких как "Спящая пушка" (Миннеаполис Художественный центр Уокера) или "Освещенный небоскреб" (Париж Национальный музей современного искусства Центр Помпиду) - плод его американского путешествия. Озанфан оказал влияние на многих художников даже таких известных и значительных как Фернан Леже и Вилли Баумейстер. Педагог он преподавал в самых разных учебных заведениях в Париже Лондоне Соединенных Штатах и воспитал многочисленных учеников - от француженки Марсель Кан до американца Джеральда Мёрфи и в начале 1950-х Роя Лихтенштейна. Наконец из огромного литературного наследия Озанфана следует особо отметить книгу "Искусство" вышедшую в 1928 и вскоре переведенную на немецкий и английский языки. Его "Воспоминания 1886-1962" были опубликованы уже после смерти художника. Произведения Озанфана представлены в частности в музеях Базеля Нью-Йорка (Музей современного искусства и музей Соломона Гуггенхейма) Париже (Национальный музей современного искусства Центр Помпиду) Санкт-Петербурге (Государственный Эрмитаж) и Москве (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В 1985 в музее Сен-Кантена прошла большая выставка его творчества. Озанфан Амеде Ozenfant Amedee (1886 Сен-Кантен - 1966 Канны) французский художник и теоретик искусства. Получив классическое образование Озанфан во время Первой мировой войны вырабатывает принципы своей живописи издавая в частности журнал "Elan" (1915-1917). Но его настоящая творческая карьера начинается в 1917 когда в мастерской Опоста Перре он знакомится с архитектором Шарлем Эдуаром Жаннере (Ле Корбюзье) который также начал заниматься живописью. В 1918 они появляются на художественной сцене показав на выставках свои пейзажи и главным образом натюрморты состоящие из обычных предметов и написанные в простой манере мрачной цветовой гамме и сжатом композиционном построении ("Желтые скрипки" Париж Нац. музей современного искусства Центр Помпиду). В 1918 в Париже они публикуют манифест "После кубизма" который отметил рождение пуризма с их точки зрения - наследника кубизма. Они упрекают кубизм в декоративности и особенно в чуждости "современному духу" индустриальной цивилизации машин и научного прогресса. Они стремятся найти в искусстве "неизменные величины" каковыми в науке являются законы.