logo
рыков

2. Немецкий экспрессионизм. Группа «Мост»

Экспрессионизм - (от лат. expressio - выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920-е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Наиболее последовательно принципы Э. были воплощены в творчестве художников объединения "Мост" (Э. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф; к ним примыкал Э. Нольде). Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос "первозданно" свободного восприятия мира; их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению ("экспрессии"), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства.

"Мост" ("Brücke") - объединение художников-экспрессионистов (см. Экспрессионизм), в основном немецких. Существовало в 1905-13 в Дрездене. Ведущие мастера: Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф, М. Пехштейн; некоторое время к ним примыкал Э. Нольде. Выступая против установок импрессионизма и стиля "модерн", опираясь на творчество В. ван Гога и Э. Мунка, а также на примитивное и средневековое искусство, мастера "М." искали новые средства художественной выразительности в деформации предметного мира, в намеренно грубых, упрощённо-геометризованных, резко очерченных формах, в диссонирующих сочетаниях локальных цветовых пятен, усиленно-пастозной манере письма. Трагической заострённостью образного строя своих работ они стремились бросить вызов морально-этическим нормам буржуазного общества, однако глубокий субъективизм их мироощущения, мистическая подоснова творчества ряда из них, пафос всеразрушающей силы, пронизывающей их декларации, сообщали этому протесту стихийный и анархический характер.

Кирхнер Эрнст Людвиг (6.5.1880, Ашаффенбург, Бавария,-15.6.1938, Фрауэнкирх, близ Давоса, Швейцария), немецкий живописец и график. Учился архитектуре в Высшей технической школе в Дрездене (1901-05). Живописи учился самостоятельно. Один из первых практиков и теоретиков экспрессионизма. В 1905 совместно с Э. Хеккелем и К. Шмидт-Ротлуфом основал объединение "Мост". С 1915 жил в Швейцарии. После прихода нацистов к власти исключен из Прусской АХ (член с 1931), а его работы изъяты из немецких музеев. Покончил с собой.