logo
рыков

18. Синтетический кубизм

Как и всякое направление в искусстве, кубизм прошел свою эволюцию и, с течением времени, с прохождением дороги от ранней стадии до поздней, стал делиться на 2 ответвления: аналитический и синтетический кубизм. Причем первое можно отнести больше к раннему, а второе, к позднему кубизму. И именно различие между аналитическим и синтетическим кубизмом поясняют то, что сразу кажется чуждым, и обеспечивают разумное предисловие к пониманию основных истоков центрального направления ХХ столетия.

Синтетический кубизм просуществует до 20-х годов и явится отправной точкой кубизма в Париже и всей Европе. Вначале многое напоминало еще аналитический кубизм: цвета были ограниченные и монохромичные. Продолжается использование цветных плоскостей, но они становятся менее воздушными и легкими, а более насыщенными и тяжелыми. Цветные плоскости принимают больше конкретной индивидуальности, становятся менее открыты для взаимопроникновения.

Вскоре приходит использование букв и слов. Это привлекало внимание к плоскости холста. Буквы и слова имели двоякое значение: они принадлежали к реальному миру, а их физический облик - к искусству. Их часто брали из местных газет: из заголовков и просто из текста, или из личных высказываний. Большинство слов фрагментарны, как и предметы, что тоже придает двойное значение.

Строгое ограничение цвета в аналитической фазе уступает дорогу усиливающемуся цветовому ряду в синтетической фазе. Но увеличение в размерах и упрощенность цветовых плоскостей были симптоматичны для синтетического кубизма. С течением времени синтетический кубизм и коллажи стали более материальными и цветными. А уже с конца 1913 и по 1920-е работы этого направления определяют вообще как декоративные.