46. Искусство мексиканских муралистов
Острые социальные проблемы современности нашли свое отражение в искусстве Латинской Америки. Именно здесь под влиянием антифеодальной борьбы крестьянских масс и молодого революционного пролетариата, под воздействием развивающегося коммунистического движения сформировалось новое искусство, сложился новый тип художника — политического борца и агитатора. Выдающиеся художники Мексики X. К. Ороско, Д. Ривера и Д. А. Сикейрос, участники буржуазно-демократической революции 1910 — 1917 гг., возродили национальные виды искусства — фреску и мозаику для того, чтобы пропагандировать революционные идеи в действенных монументальных формах, близких народу. Они опирались на народный фольклор, национальные традиции древней живописи ацтеков, культуры майя.
Художники расписывали стены общественных зданий фресками на темы истории страны, жизни народа, его революционной борьбы, созидательной деятельности, воплощая гениальные идеи В. И. Ленина о монументальной пропаганде передовых революционных идей в искусстве.
Фреска Хосе Клементе Ороско (1883 — 1949) в Национальной подготовительной школе в Мехико (1922 — 1927) повествует о том, что революция не обходится без жертв, что она требует колоссального напряжения сил и воли народа.
Сцены вооруженной борьбы рабочих, аграрной реформы, борьбы с неграмотностью запечатлены в фресках Диего Риверы (1886 — 1957). Стены «Двора труда» Министерства просвещения украшены изображениями, посвященными труду (1923 — 1924).
В начале 1920-х годов министр просвещения Хосе Васконселос (1881-1958) заказал ряду молодых художников масштабные росписи на стенах некоторых общественных зданий. Эти художники, прозванные муралистами (от исп. mura — настенная роспись) — Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско (1883-1949), Давид Альфаро Сикейрос (1896-1974), Руфино Тамайо (1899-1991), Хесус Герреро Гальван (1910-1973), Мигель Коваррубиас (1904-1957) — пытались сочетать современную пластику с тематикой и эстетикой доколумбовых мексиканских культур. Колоссальные по размерам фрески и мозаики муралистов представляют собой не столько росписи на стенах, сколько стены-картины, создающие поистине архитектурное пространство. Мексиканский мурализм оказал огромное воздействие на искусство всей Латинской Америки, особенно стран Андского региона. Настенные росписи до сих пор остаются наиболее престижным жанром мексиканской живописи. Из современных художников наибольшей известности достиг Луис Гуэвас (р. 1933).
- Зарубежное искусство XX века (Полно)
- 2. Немецкий экспрессионизм. Группа «Мост»
- 3. Кирхнер
- 4. «Синий всадник»
- 5. Кандинский
- 6. Майоль
- 7. Бурдель
- 9. Матисс
- 10. Марке
- 11. Дерен
- 12.Творчество Пикассо до 1907 года
- 13. Авиньонские девицы
- 14.Теория кубизма
- 17. Аналитический кубизм
- 18. Синтетический кубизм
- 19. Жорж Брак
- 20. Итальянский футуризм
- 21. Боччони
- 22. Джордже де Кирико
- 23. Леже
- 24. Творчество Пикассо 20-30-х гг.
- 25. Основные этапы творчества Пикассо
- 26.Орфизм
- 27. Пуризм
- 28. Парижская школа
- 29. Шагал
- 30. Вламинк
- 31. Дюфи
- 32. Модильяни
- 33. Мондриан
- 34. Клее
- 35. Манифесты дадаизма
- 37. Теория сюрреализма: Бретон и Батай
- 38. Миро
- 39. Макс Эрнст
- 40. Магрит
- 41. Дали
- 42. Новая вещественность
- 44. «Школа мусорного ящика». Американский авангард начала XX века
- 45. Искусство сша 20-30-х годов. Риджионализм
- 46. Искусство мексиканских муралистов
- 47. Ороско и Ривера
- 48. Сикейрос
- 49. Американский абстрактный экспрессионизм
- 50. Полок
- 51. Ротко
- 52. Де Кунинг
- 53. Раушенберг и Джонс
- 54. Британский поп-арт
- 55. Американский поп-арт
- 57. Уорхол
- 58. Лихтенштейн
- 59. Минимализм
- 60. Основные этапы развития концептуального искусства 60-90-х гг.
- 61. Гиперреализм
- 62. Школа Лондона
- 63. Бэкон
- 64. Искусство 70-х гг. Европа и Америка
- 65. Искусство 80-х гг. Новые дикие. Куне. Шнабель
- 66. Искусство 90-х. Херст
- 67. Искусство Италии второй половины XX века
- 68. Французское искусство второй половины XX века
- 69. Ив Кляйн
- 70. Эстетика постмодернизма
- 71. Немецкое искусство второй половины XX века. Кифер
- 72. Бойс