logo
рыков

17. Аналитический кубизм

Как и всякое направление в искусстве, кубизм прошел свою эволюцию и, с течением времени, с прохождением дороги от ранней стадии до поздней, стал делиться на 2 ответвления: аналитический и синтетический кубизм. Причем первое можно отнести больше к раннему, а второе, к позднему кубизму. И именно различие между аналитическим и синтетическим кубизмом поясняют то, что сразу кажется чуждым, и обеспечивают разумное предисловие к пониманию основных истоков центрального направления ХХ столетия.

Отцами кубизма считаются Пикассо и Брак. Они то и сделали первые шаги в этом направлении, а значит «зачали и вырастили» аналитический кубизм.

Наиболее общая характеристика аналитического кубизма заключается в том, что подразумевается аналитический процесс, впервые достигнутый Сезанном, который конструировал цветом форму и передачу пространства. Это был новый вид мышления в отношении живописи и реального мира, который претерпит изменения через эксперименты. Нет ощущения ни воздушной, ни линейной перспективы. Пространство конструируется с помощью простейших объемных форм, которые располагаются друг над другом. Обычная перспективная структура низвергнута. Часть одного и того же предмета мы можем увидеть снизу, другую часть- в профиль, третью- с какой-либо другой стороны. И все это соединяется в виде плоскостей, которые с треском сталкиваются между собой на поверхности картины, ложатся радом друг с другом, перекрывают одна другую, проникают одна в другую. Исследователь кубизма Лот, говорил об аналитическом кубизме: «Самые круглые, самые гладкие формы, например ваза или рука, подчиненные капризам освещения, распадаются на неведомые ранее грани; плоскости как бы охвачены брожением в какой-то шелковистой вибрации».

Картины Пикассо (как и картины всего аналитического кубизма) имеют тенденцию «наступать» на зрителя и позволять ему как бы «перемещаться вокруг картины». Здесь он (и все остальные) также следовали урокам Сезанна, постепенно развивая технику, которая позволяла одной цветовой плоскости определить соотношение с другими цветовыми плоскостями

То есть, можно сделать вывод, что аналитический кубизм создавал картины, разлагая предмет на составные геометрические элементы. Потребовалось несколько лет, чтобы понять его проблемы и сформировать словарь для формулировки правдивой картины отображения окружающей природы.

Вершина, а, возможно, и кризис аналитического кубизма приходится на зиму 1911-1912 с такими картинами, как «Моя красавица». Говорят, что произошло это отчасти из-за того, что только по названию картины можно было догадаться, что было все-таки изображено на ней. Действительность, как ее определяли сотни лет, ускользала. С этой точки зрения Пикассо и Брак начали развивать новые пути доказательств физической реальности искусств, особенно путем развития двух новых видов техники, которые впоследствии начнут широко распространяться в современном искусстве: коллаж и «папье-колле». Это не было возвращением к изображению реального мира: фигурные компоненты в живописи предложили им новые обозначения реальности, так как художники начали добавлять части реально существующих предметов. По логике аналитического кубизма возникли новые значения конструирования- это и было начало синтетической формы кубизма, которая была более плодотворной, нежели аналитическая. Начинают появляться художники, которые позже станут кубистами, и из стиля сделают направление в искусстве. Как, например, Хуан Грис. Они попытаются отличить себя от ранних кубистов, заявив, что они представляют скорее синтетический, а не аналитический кубизм. Но сами Пикассо и Брак не делали таких делений. Для них кубизм был самым главным экспериментом, более важным, чем просто создание общепринятых работ.