logo
рыков

47. Ороско и Ривера

Ороско (Orozco) Хосе Клементе (23.11.1883, Сапотлан, штат Халиско, - 7.9.1949, Мехико), мексиканский живописец, один из основателей национальной школы монументальной живописи. Учился в АХ в Мехико (1908-14). Участник Мексиканской революции 1910-17. Из-за политических преследований в 1917-19 и 1927-34 жил в США. Работал главным образом в Мехико и Гвадалахаре (где в 1949 основана Музей-мастерская О.). В 1913-17 выполнил серию акварелей "Мексика в революции". Проникнутые суровым пафосом революции, первые монументальные работы О. (фрески в Национальной подготовительной школе в Мехико, 1922-27) отличаются обобщенностью форм, чётким ритмом и строгостью композиции, навеянными искусством итальянского Проторенессанса; вместе с тем некоторые из них отмечены повышенной экспрессией образов. Черты экспрессионизма нарастают в произведениях О., выполненных в США (фреска "Прометей" в Помона-колледже в Клермонте в Калифорнии, 1930). Для росписей О. 30-40-х гг., воплощающих гневный протест против угнетения и страдания человека, характерны неистовая динамика огромных живописных масс, предельная насыщенность колорита, острый гротеск образов (росписи в аудитории университета, 1936, госпитале Каваньяса, 1938-1939, и Паласиоде Гобьерно, 1937, 1948-1949, в Гвадалахаре). О. - автор многочисленных станковых картин, литографий, рисунков; известен как иллюстратор.

Ривера (Rivera) Диего (8.12.1886, Гуанахуато, - 25.11.1957, Мехико), мексиканский живописец. В 1896-1902 учился в АХ в Мехико, сблизился с Х. Г. Посадой. В 1907-21 жил в Европе: учился в АХ в Мадриде (1907), работал в Париже (1909-21), испытав влияние кубизма, в Италии (1920-21) изучал стенные росписи 14-16 вв. С 1922 член Мексиканской компартии. Посетил СССР в 1927-28 (член-учредитель объединения "Октябрь", 1928) и в 1955-56. Работал в США в 1930-34 и 1940. С 1922 Р. выступал как один из основателей мексиканской школы монументальной живописи, в которой он видел мощное средство обращения к народным массам, агитации, пропаганды и просвещения, утверждения положительных образов народной жизни, труда, революционной борьбы. Росписи Р. открыто публицистичны: в них сильно историко-повествовательное начало, политические или философские идеи персонифицируются в легко узнаваемых портретных или символических изображениях. Стремясь к наибольшей доступности искусства, Р. выработал свой стиль на основе традиций итальянского Возрождения, к которым затем добавился сильнейший интерес к искусству Древней Мексики. Пластически мощные фигуры и группы объединены плоскостной композицией, орнаментальным ритмом линий и цветовых пятен. Первый цикл Р. создал в технике энкаустики, в строгой неоклассической манере (Национальная подготовительная школа в Мехико, 1922-23), а затем перешёл к традиционной мексиканской технике фрески, выполнив в ней росписи министерства просвещения (1923-29) и министерства здравоохранения (1929-30), Национального дворца (1929-50 е гг.), отеля "Прадо" (1947-48) - в Мехико, Национальной с.-х. школы в Чапинго (1926-27), дворца Кортеса в Куэрнаваке (1929-30), института искусств в Детройте (1932-33) и др. Выделяются сдержанные, сурово-лаконичные сцены труда и революции во "Дворе труда" министерства просвещения. Впоследствии Р. всё более насыщал свои фрески разнообразной, в том числе политической, информацией, прибегал к символически-смысловому объединению разнородных сцен, мотивов, эмблем, надписей и т.д. В поздней фасадной живописи синтетическими материалами, часто включающей мозаику и рельеф (театр "Инсурхентес", 1951-53; Олимпийский стадион, 1952-1953; водораспределительная камера р. Лерма, 1951-53), обилие мотивов подчиняется общему декоративному замыслу.