Зарубежное искусство XX века (Полно)
1. Дюшан
ДЮШАН, МАРСЕЛЬ (Duchamp, Marcel) (1887–1968), французский художник, крупнейший представитель дадаизма и сюрреализма и один из величайших новаторов в искусстве 20 в. Родился 28 июля 1887 близ Руана в Нормандии в семье художника; учился в Академии Жюлиана в Париже. В 1910–1911 увлекся физикой и математикой; тогда же Дюшан вместе со своими братьями, художником Гастоном (известным под именем Жак Вийон) и скульптором Раймоном Дюшан-Вийоном, и другими молодыми художниками организовал «Салон золотого сечения». Целью этого художественного объединения было исследование идеальных пропорций и золотого сечения, а также математических основ искусства в целом.
В ранний период творчества Марсель Дюшан под влиянием живописи Поля Сезанна и Анри Матисса писал очень яркие и смелые по цветовому решению полотна. В 1912, экспериментируя с формами и цветами, художник создал одно из самых противоречивых своих произведений, Обнаженная, спускающаяся с лестницы, где движение передано при помощи следующих одна за другой пересекающихся плоскостей. Картину не приняли на Салоне независимых 1912, и тогда Дюшан отправил ее на Армори-шоу 1913 в Нью-Йорк, где один критик язвительно назвал ее «взрывом на макаронной фабрике». Сам автор объяснял концепцию картины как «организацию кинетических элементов, передачу времени и пространства через абстрактное изображение движения». Уже в 1913, когда проходило Армори-шоу, двадцатипятилетний Дюшан почувствовал, что исчерпал возможности станковой живописи. В результате возникла концепция изделия «ready-made» (редимейдов) – готового продукта (термин возник из торговой рекламы), прославившая Марселя Дюшана, которая состояла в том, что любой обычный предмет, выбранный из своей среды или группы предметов, подписанный и выставленный художником, может быть назван произведением искусства. «Готовые продукты» Дюшана – скребок для снега, вешалка для шляп, сушка для бутылок и велосипедное колесо – были вызовом тому, что он считал напыщенным и пустым традиционным искусством.
Наиболее монументальным из них была стеклянная конструкция Невеста, раздетая своими собственными холостяками, иногда называемая также Большое стекло (1915–1923). Эта композиция, которая считается одним из лучших произведений Дюшана, – сложная и мастерски исполненная шутка: несколько «холостяков», помещенных в нижней части, «домогаются «невесты», представленной наверху. Среди самых скандальных выходок Дюшана, направленных против общественного мнения и искусства вообще, – нарисованные на репродукции Моны Лизы усы и борода. На нью-йоркской Выставке независимых в 1917 художник представил писсуар под названием «Фонтан». Ироничное название этого объекта придавало ему статус «произведения искусства».
В 1923 Дюшан решил отказаться от занятий искусством, объявив, что оно подпало под влияние бизнесменов и, что еще хуже, принято средним классом. В 1920-е – 1940-е годы он организовал несколько выставок современного искусства. Его «постановки» сюрреалистических выставок 1942 и 1947, в которых должны были участвовать зрители, предвосхитили не только хэппенинги 1950-х и 1960-х годов, но и концепцию современного искусства, согласно которой зритель играет в создании произведения столь же активную роль, как и художник.
С возникновением в 1960-х искусства поп-арта слава Дюшана возросла; прошли две большие ретроспективные выставки (1966 – Лондон, галерея Тэйт; 1973–1974 – Нью-Йорк, Музей современного искусства). Пожалуй, лучшее выражение идеи Дюшана нашли в его разрозненных заметках, изданных в 1934 под названием Зеленый ящик. Умер Дюшан в Нейи во Франции 1 октября 1968.
- Зарубежное искусство XX века (Полно)
- 2. Немецкий экспрессионизм. Группа «Мост»
- 3. Кирхнер
- 4. «Синий всадник»
- 5. Кандинский
- 6. Майоль
- 7. Бурдель
- 9. Матисс
- 10. Марке
- 11. Дерен
- 12.Творчество Пикассо до 1907 года
- 13. Авиньонские девицы
- 14.Теория кубизма
- 17. Аналитический кубизм
- 18. Синтетический кубизм
- 19. Жорж Брак
- 20. Итальянский футуризм
- 21. Боччони
- 22. Джордже де Кирико
- 23. Леже
- 24. Творчество Пикассо 20-30-х гг.
- 25. Основные этапы творчества Пикассо
- 26.Орфизм
- 27. Пуризм
- 28. Парижская школа
- 29. Шагал
- 30. Вламинк
- 31. Дюфи
- 32. Модильяни
- 33. Мондриан
- 34. Клее
- 35. Манифесты дадаизма
- 37. Теория сюрреализма: Бретон и Батай
- 38. Миро
- 39. Макс Эрнст
- 40. Магрит
- 41. Дали
- 42. Новая вещественность
- 44. «Школа мусорного ящика». Американский авангард начала XX века
- 45. Искусство сша 20-30-х годов. Риджионализм
- 46. Искусство мексиканских муралистов
- 47. Ороско и Ривера
- 48. Сикейрос
- 49. Американский абстрактный экспрессионизм
- 50. Полок
- 51. Ротко
- 52. Де Кунинг
- 53. Раушенберг и Джонс
- 54. Британский поп-арт
- 55. Американский поп-арт
- 57. Уорхол
- 58. Лихтенштейн
- 59. Минимализм
- 60. Основные этапы развития концептуального искусства 60-90-х гг.
- 61. Гиперреализм
- 62. Школа Лондона
- 63. Бэкон
- 64. Искусство 70-х гг. Европа и Америка
- 65. Искусство 80-х гг. Новые дикие. Куне. Шнабель
- 66. Искусство 90-х. Херст
- 67. Искусство Италии второй половины XX века
- 68. Французское искусство второй половины XX века
- 69. Ив Кляйн
- 70. Эстетика постмодернизма
- 71. Немецкое искусство второй половины XX века. Кифер
- 72. Бойс