Квинтэссенция художественной жизни Франции середины XIX века. «Тициан фотографии» - Надар.
Слава художника революции Давида (1748 – 1825). Новое слово в искусстве замечательных мастеров Жерара, Энгра, Делароша.
Становлении французской фотографии Гюстав Ле Гре, Максим Дю Кан, Пьер-Луи Пьерсон.
Надар, псевдоним Гаспара Феликса Турнашона, (1820-1910) был из тех редких людей, о которых говорят: «Его Бог поцеловал в макушку». Когда узнаешь о нем побольше, начинает складываться впечатление, что сделал Он это не единожды...».
Театральный драматург, журналист и беллетрист, карикатурист, изобретатель, аэронавт, прообраз Ардана, члена Пушечного клуба в романе Жюля Верна «Полет на Луну», весьма уважаемый портретист и «Тициан фотографии».
Совместно с братом Андрианом открыл фотоателье в Париже (1852), закончившееся партнерство судебным разбирательством. Открыл ателье на бульваре Капуцинов (?)
Выпустил в свет «Пантеон Надар» - «Галерея современников» (1854).
Фотография с высоты «птичьего полета» (1856). Первый снимок Парижа с воздуха (1858). Первенство в применение электричества (заменил газовый свет светом электродной лампы, использование гальванических батареек) при съемке знаменитых парижских катакомб, желание «прозреть и снять мистический покров с самых глубоких и тайных пещер» (1861-1862).
Автор исторической серии документальных образов выдающихся современников (Домье, Берлиоза, Теофиля Готье, Сары Бернар и множества других).
Фотомоделями Надара были деятели науки — Луи Пастер, Илья Мечников, Жан Анри Фабр, политики, начиная от императоров Наполеона III и Александра III до революционеров-анархистов — Михаила Бакунина, Петра Кропоткина и Пьера Жозефа Прудона. Крайне редко снимал актрис, считая их натурами, лишенными глубины, и тем не менее именно ему принадлежат лучшие портреты молодой Сары Бернар.
Салон отверженных (1859). Выставка живописи в помещении студии художников Моне, Писсарро, Сислей, Ренуар, Сезанн, Дега и другие, к которым примыкал и Надар-фотограф (1874).
Выразительные средства и особенности надаровских портретов - лаконизм и вместе с тем цельность видения модели, большинство портретов выполнены поколено, фон нейтральный, особое отношение к лицу, смелое положение фигур, внимание жестам и рукам, дополняющим портретную характеристику.
Художник-классицист Энгр по свидетельству биографа Е. Де Мирекура рисовал свои знаменитые портреты по фотопортретам, которые Надар выполнял специально для художника.
Первое в мире фотоинтервью - «Искусство жить 100 лет» выполненное вместе со своим сыном. Серия фотографий 100-летнего химика Шевреля, сфотографированного в день его 101-й годовщины, и сопровождавшаяся подписанными под каждым снимком фразами, произнесенными во время съемки. Выложенная в ряд 21 фотография представляла собой уже практически готовый фильм, правда, застывший на бумаге (1886).
Надар занимался фотоинтервью почти до конца 90-х годов, одновременно продолжая руководить студией в Марселе. Критик Эрнест Локан писал о нем в 1876 году: «Он управляет Солнцем, чтобы создать историю человечества».
Творчество Надара - первое признание вступления портретной фотографии в область изобразительных искусств.
Этьен Карж (1820-1906) – великий мастер, который мало уступал Надару в мастерстве.
Ключевые фигуры французского пикториализма Роберт Демаши (1859-1938) и его друг Йоахим Констан Пюйо (1857-1933). Техника эскизов – флексография (однослойная печать с резиновых форм).
«Говорить о художественной фотографии с людьми, которые имеют в виду визитный портрет г-на Х или г-на У в своем аотбоме, - дело щекотливое и бесполезное», - замечание Роберта Демаши.
- Оглавление
- Введение
- Тематический план курса
- Форма итогового контроля
- Тематический план курса «История зарубежной фотографии»
- Для заочного отделения
- Балльно-рейтинговая система
- Шкала оценок на экзамене
- Содержание курса
- Раздел 1 у истоков фотографии
- Важнейшие открытия и события, предопределившие изобретение фотографии
- Сотрудничество Жозефа Нисефора Ньепса и Луи Жак Манде Дагерра в свете открытия фотографических методов
- Литература: Головня и.А. С чего начиналась фотография. М., Знание, 1991
- Раздел 2 Пионеры фотографии
- Жизнь и творчество Вильяма Генри Фокса Тальбота
- Основные даты в истории становления понятия «фотография»
- Имена, повлиявшие на ход истории фотографии
- Дагерротипия, усовершенствование метода
- Дагерротипный портрет
- Особое место дагерротипии в сша
- Портретная фотография XIX века.
- Литература: Бажак к. История фотографии. М., аст. Астрель, 2003
- Раздел 3 Дэвид Октавиус Хилл – «отец художественной фотографии» и его школа.
- Влияние фотографии на художественную жизнь Англии. Прерафаэлизм и фотография.
- Литература: Морозов с. Творческая фотография. М.,Искусство, 1984.
- Раздел 4 Фотоискусство «викторианской поры».
- Оскар Густав Рейландер
- Литература: Морозов с. А. Творческая фотография. М., Искусство, 1984.
- Раздел 5 Фотография в сша
- Раздел 5 Фотоискусство Франции.
- Квинтэссенция художественной жизни Франции середины XIX века. «Тициан фотографии» - Надар.
- Литература: Морозов с.А.Творческая фотография. М., Искусство, 1984.
- Раздел 6 Фотография Германии
- Портретная фотография в Германии 1850-1918 гг.
- Ателье э. Бибер.
- Творчество гамбургского фотографа Рудольфа Дюркоопа
- Литература: Морозов с.А. Творческая фотография.
- Раздел 7 Чешская фотография рубежа XIX – XX веков
- Фотографические выставки, объединения, союзы, издательства.
- Этьен Жюль Марей, Эдвард Джеймс Мейбридж и хронофотография.
- История развития цветной фотографии до 1930-х гг.
- Основные этапы развития фотографических процессов
- Сухие бромосеребряные желатиновые слои.
- Открытие оптической или спектральной сенсибилизации (1873).
- Создание светочувствительных фотоматериалов:
- Изобретение фотоплёнки.
- Темы семинарских занятий
- Вопросы к экзамену: Зарубежная фотография
- История зарубежной фотографии