logo
клопова история зарубежной фотографии

Оскар Густав Рейландер

  • Оскар Густав Рейландер (1813-1875) вошел в историю фотографии талантливым искателем в жанре фотографического монтажа. Средствами светописи создал «новую действительность», приближая фотографию к живописному аспекту.

  • Аллегорическая композиция «Два пути жизни» - пример спора между фотографией и живописью (1857). Размер оригинала около 40 х 80 см было использовано при печати тридцать негативов. Два варианта картины. Сюжет: в центре композиции - двое юношей, выбирающих путь жизни. С одной стороны изображены фигуры, олицетворяющие добродетели: труд, мысль, скромность, пытливость, заботу. С другой фигуры – пороки, соблазны, стяжательство.

  • Споры вокруг работы: зачатки соперничества с живописью; шокирование натурой (изображения полуобнаженных женских фигур порицались пуританством).

  • Высокая оценка работе - приобретение ее Королевой Викторией в подарок своему мужу.

  • Оскар Рейландера положил серьезное начало монтажу из многих негативов для получения «картинной» сюжетной фотографии в своих работах: «Надежда в изгнании», «Юдифь и Олоферн», «Святой Иоанн Баптист». Его составные картины с их сбалансированными скульптурными формами выдавали в нем ученика Академии и были видны годы, проведенные в Риме за копированием старых мастеров. Значение названия в работах Рейландера.

  • Решение Эдинбургского общества фотографов о присуждении премий только за снимки, напечатанные с одного негатива (1864).

  • Отсутствие публичного признания привело к отказу от трудоемкой техники монтажа и переход к фотографическим портретам. В своих портретах Рейландер был определенно близок к прерафаэлитам. В отличии от его аллегорических составных картин портреты Рейландера являются более четкими и ясными. Они представляют собой успешную попытку улучшить эстетическую сторону фотографии и, возможно, именно портреты Рейландера оказали влияние на творчество Джулии Маргарет Камерон.