logo
клопова история зарубежной фотографии

Дагерротипный портрет

  • Английский художник Раскин назвал первые дагерротипы, купленные им в Венеции "маленькими сокровищами". "Как будто бы волшебник уменьшил реальный предмет (Сан-Марко, или Канале Граде), чтобы его можно было унести с собой в зачарованную страну".

  • Возникновение дагерротипного портрета.

  • «Желание фиксировать беглые изображения граничит с кощунством. Бог создал человека по своему подобию, и никакой аппарат не может зафиксировать изображение подобие бога; бог должен был бы изменить своим вечным принципам, чтобы позволить какому-то французу из Парижа бросить в мир такую дьявольскую выдумку», - немецкая газета «Лейпцигер анейгер», 1839.

  • Описание оптика Годена о «жертве» дагерротипийной съемки: «Лицо было черным, гримаса говорила о перенесенных страданиях, глаза остались полуоткрытыми. Видно страдалец держался стойко».

  • Отношение к дагерротипу со стороны литографов, граверов (лишение заработка) и живописцев (недопустимо создавать образ техническим прибором, действующим независимо от творческой воли человека).

  • Известная карикатура Ж. Платье на дагерротип «Дагерротипомания» (1840).

  • Первые опыты портретирования американских дагерротипистов Роберта Корнильюса, Вулкотта, Джонсона, Хенри Фиц (1839-1840).

  • Особенности дагерротипного портрета.

  • «Косность, навязываемая всей физиономии портретируемого натянутостью позируемого под ярким солнечным светом, уподобляла лица на этих портретах лицам людей, подвергнувшихся мучениям», - Валикур (1845).

  • «Затмение образа» или «плод мрака» - определение дагерротипного портрета современниками.

  • Сложности процесса и их критика. Сочинение критика Шампфлери «Легенда о дагерротипе», которое заканчивается: «… Наконец дагерротипист, еще не закончив свой 69-й попытки, замечает, что стул, на котором сидел буржуа, пуст…».

  • Создание «спящего портрета» Ипполита Байяра, «даже заснул во время позирования, благодаря чему лицо его получилось спокойным …».

  • Расцвет дагерротипного портрета. Рост ателье. Ценообразование на дагерротип.

  • Монополизация производства съемочных аппаратов французской фирмой «Сюсс и Жиру».

  • Роль изобретения светосильного портретного объектива венгерского ученого И.Петцваля (1841) в развитии жанра портрета.

  • Открытие первой профессиональной студии фотопортрета в марте 1841 г. в Европе углепромышленником Ричардом Бирдом (1802-1888). Использование лицензий на право применения дагерротипии в Англии и системы Вулкотта и Джонсона. Особенности дагерротипии в Англии - монополия Ричарда Бирда с 1841 до 1850-х гг. (шесть или семь дагерротипных заведений).

  • Первое съемочное ателье в Германии художника Изеринга (1841).