Портретная фотография XIX века.
Важнейший способ распространения портретов литография - изобретение Алоиса Зенефельдера (1771-1834) 1796-98 гг.
Популярность физионотрассовой гравюры и прежде всего во Франции - до 1830 года. Изобретение француза Жиля-Луи Кретьена (1754-1811) 1786 г. Метод получения изображения (сокращение времени работы механизированной гравировки, при которой сочетаются два приема портретирования: силуэт и гравюра).
Основные этапы становления жанра портрета в фотографии.
Пионеры фотографии в Германии были Германн Биов (1804-1850) в Гамбурге (1843) и Карл Фердинанд Штельцнер (1805-1894), художник-миниатюрист, а также Эмилия Бибер (1810-1884), открывшая ателье (1852), которое затем перешло к ее племяннику Леонхарду Биберу (1841-1931).
Французское изобретение фотографа Андре Адольфа Эжен Диздери (1819-1890) – формат, умещавшийся на ладони, «визит», начиная с 1854 года, пользовался огромной популярностью у публики. Индустриализация фотодела с внедрением нового формата «визит».
История фотопортрета - отражение развитие общественных структур. В “социальных способах употребления” фотографии (выражение французского социолога Пьера Бурдье4) просматриваются изобразительные клише, традиции которых старше, чем сама фотография. Дворянство как на вышестоящий класс, который в течение веков сумел выработать определенные репрезентативные формы для демонстрации своего статуса. Появление на фотопортретах представителей рабочего класса.
Фотографический портрет - “ступень портретирования человека вообще”, “символический акт, благодаря которому вхождение в ряды тех, кто требовал социального уважения к себе, приобретало зримое воплощение. Эволюция здесь началась с ремесла художника-портретиста, прошла через этап все более глубокой механизации процесса отображения облика человека и привела, наконец, к фотографическому портрету”.
Причины единообразия в создании портрета - постановка света в ателье. Направление взгляда модели. Важнейшая роль естественного света в работе фотографов II-ой половины XIX века. Сердцевиной ателье был застекленный павильон, где с помощью занавесей и ширм-отражателей устанавливали верхнее, фронтальное или боковое освещение.
Предметы обстановки - такие, как занавесы, колонны, столы - служили фоном для самоподачи клиентов. Реквизит (книги, листы бумаги, письменные и живописные принадлежности) играл роль иконографического знака - подобно тому, как это делалось в жанре историзма XIX века.
Объединение ведущих парижских фотографов с целью создания “Галереи современников” (1860). В эту галерею вошли члены монарших домов, деятели политики, церкви, искусства и науки. Например, одним из популярнейших деятелей Германии был Отто фон Бисмарк (1815-1898), портрет которого распространялся в три волны: после основания Германской империи в 1871 году, после его ухода из большой политики в 1890 году и в связи с его смертью.
Парадный портрет. Семейный портрет. Художественный портрет.
Роль ретуши в портретной фотографии, ее особенности и недостатки. Имитация приёмов живописи.
Причины возникновение фотоальбома как семейной хроники и Белой книги общества. (С одной стороны, это стремление к индивидуальной саморепрезентации и выражению своей неповторимости, с другой же - соблюдение определенных общественных норм и изобразительных шаблонов, т.е. общественных условностей).
Индустрия изготовления фотоальбомов (1860). Первая форма “фотографической книги” - это “альбомы Лепорелло”.
- Оглавление
- Введение
- Тематический план курса
- Форма итогового контроля
- Тематический план курса «История зарубежной фотографии»
- Для заочного отделения
- Балльно-рейтинговая система
- Шкала оценок на экзамене
- Содержание курса
- Раздел 1 у истоков фотографии
- Важнейшие открытия и события, предопределившие изобретение фотографии
- Сотрудничество Жозефа Нисефора Ньепса и Луи Жак Манде Дагерра в свете открытия фотографических методов
- Литература: Головня и.А. С чего начиналась фотография. М., Знание, 1991
- Раздел 2 Пионеры фотографии
- Жизнь и творчество Вильяма Генри Фокса Тальбота
- Основные даты в истории становления понятия «фотография»
- Имена, повлиявшие на ход истории фотографии
- Дагерротипия, усовершенствование метода
- Дагерротипный портрет
- Особое место дагерротипии в сша
- Портретная фотография XIX века.
- Литература: Бажак к. История фотографии. М., аст. Астрель, 2003
- Раздел 3 Дэвид Октавиус Хилл – «отец художественной фотографии» и его школа.
- Влияние фотографии на художественную жизнь Англии. Прерафаэлизм и фотография.
- Литература: Морозов с. Творческая фотография. М.,Искусство, 1984.
- Раздел 4 Фотоискусство «викторианской поры».
- Оскар Густав Рейландер
- Литература: Морозов с. А. Творческая фотография. М., Искусство, 1984.
- Раздел 5 Фотография в сша
- Раздел 5 Фотоискусство Франции.
- Квинтэссенция художественной жизни Франции середины XIX века. «Тициан фотографии» - Надар.
- Литература: Морозов с.А.Творческая фотография. М., Искусство, 1984.
- Раздел 6 Фотография Германии
- Портретная фотография в Германии 1850-1918 гг.
- Ателье э. Бибер.
- Творчество гамбургского фотографа Рудольфа Дюркоопа
- Литература: Морозов с.А. Творческая фотография.
- Раздел 7 Чешская фотография рубежа XIX – XX веков
- Фотографические выставки, объединения, союзы, издательства.
- Этьен Жюль Марей, Эдвард Джеймс Мейбридж и хронофотография.
- История развития цветной фотографии до 1930-х гг.
- Основные этапы развития фотографических процессов
- Сухие бромосеребряные желатиновые слои.
- Открытие оптической или спектральной сенсибилизации (1873).
- Создание светочувствительных фотоматериалов:
- Изобретение фотоплёнки.
- Темы семинарских занятий
- Вопросы к экзамену: Зарубежная фотография
- История зарубежной фотографии