logo
клопова история зарубежной фотографии

Портретная фотография XIX века.

  • Важнейший способ распространения портретов литография - изобретение Алоиса Зенефельдера (1771-1834) 1796-98 гг.

  • Популярность физионотрассовой гравюры и прежде всего во Франции - до 1830 года. Изобретение француза Жиля-Луи Кретьена (1754-1811) 1786 г. Метод получения изображения (сокращение времени работы механизированной гравировки, при которой сочетаются два приема портретирования: силуэт и гравюра).

  • Основные этапы становления жанра портрета в фотографии.

  • Пионеры фотографии в Германии были Германн Биов (1804-1850) в Гамбурге (1843) и Карл Фердинанд Штельцнер (1805-1894), художник-миниатюрист, а также Эмилия Бибер (1810-1884), открывшая ателье (1852), которое затем перешло к ее племяннику Леонхарду Биберу (1841-1931).

  • Французское изобретение фотографа Андре Адольфа Эжен Диздери (1819-1890) – формат, умещавшийся на ладони, «визит», начиная с 1854 года, пользовался огромной популярностью у публики. Индустриализация фотодела с внедрением нового формата «визит».

  • История фотопортрета - отражение развитие общественных структур. В “социальных способах употребления” фотографии (выражение французского социолога Пьера Бурдье4) просматриваются изобразительные клише, традиции которых старше, чем сама фотография. Дворянство как на вышестоящий класс, который в течение веков сумел выработать определенные репрезентативные формы для демонстрации своего статуса. Появление на фотопортретах представителей рабочего класса.

  • Фотографический портрет - “ступень портретирования человека вообще”, “символический акт, благодаря которому вхождение в ряды тех, кто требовал социального уважения к себе, приобретало зримое воплощение. Эволюция здесь началась с ремесла художника-портретиста, прошла через этап все более глубокой механизации процесса отображения облика человека и привела, наконец, к фотографическому портрету”.

  • Причины единообразия в создании портрета - постановка света в ателье. Направление взгляда модели. Важнейшая роль естественного света в работе фотографов II-ой половины XIX века. Сердцевиной ателье был застекленный павильон, где с помощью занавесей и ширм-отражателей устанавливали верхнее, фронтальное или боковое освещение.

  • Предметы обстановки - такие, как занавесы, колонны, столы - служили фоном для самоподачи клиентов. Реквизит (книги, листы бумаги, письменные и живописные принадлежности) играл роль иконографического знака - подобно тому, как это делалось в жанре историзма XIX века.

  • Объединение ведущих парижских фотографов с целью создания “Галереи современников” (1860). В эту галерею вошли члены монарших домов, деятели политики, церкви, искусства и науки. Например, одним из популярнейших деятелей Германии был Отто фон Бисмарк (1815-1898), портрет которого распространялся в три волны: после основания Германской империи в 1871 году, после его ухода из большой политики в 1890 году и в связи с его смертью.

  • Парадный портрет. Семейный портрет. Художественный портрет.

  • Роль ретуши в портретной фотографии, ее особенности и недостатки. Имитация приёмов живописи.

  • Причины возникновение фотоальбома как семейной хроники и Белой книги общества. (С одной стороны, это стремление к индивидуальной саморепрезентации и выражению своей неповторимости, с другой же - соблюдение определенных общественных норм и изобразительных шаблонов, т.е. общественных условностей).

  • Индустрия изготовления фотоальбомов (1860). Первая форма “фотографической книги” - это “альбомы Лепорелло”.