logo search
Лекции Культурологии

2. Особенности средневековой картины мира

Философия. С точки зрения философии, самопознание автоматически ведет к праведности. С укреплением главенствующей роли христианства (с III в.) связь религиозных споров с философией становится все более заметной.

В IV в. Августин Блаженный использует философию для построения теологической системы. Он составил представление о 2 градах: Божьем и земном.

Фома Аквинский – представитель эпохи схоластики («схола» - школа), характеризующейся углубленным вниманием к философским проблемам богословия. Роль философии в средние века была служебной. Главной ее задачей относительно религии было предоставлять доказательства истинности христианской веры [А.Н. Маркова].

Главная задача монастырских школ – воспитание служителей церкви. В церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности: «7 свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика (правильное рассуждение) с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. В светских школах обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры [А.Н. Маркова].

СКРИПТОРИИ – мастерские, в которых переписывались рукописи, церковные и монастырские библиотеки. Они пришли в упадок, поэтому книги стоили очень дорого, наравне с домом с участком.

Таблица 22 — Открытие основных университетов в Западной Европе [А.Н. Маркова]

Год основания

Страна

Название университета

1088 г.

Италия

Университет на базе Болонской юридической школы, ставший крупнейшим центром изучения римского и канонического права.

1167 г.

Англия

Оксфорд

1209 г.

Англия

Кембридж

1160 г.

Италия (Париж)

Сорбонна — признанный центр теологии. Как и другие университеты, 4 факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Преподавание велось на латыни.

Виднейший университетский ученый Англии – Роджер Бэкон: основной метод познания – разум и опыт, а не церковные авторитеты.

Университет делился на землячества – объединения студентов из той или иной страны – и факультеты (лат. facultas – возможность), где они овладевали знаниями.

СХОЛАСТИКА (греч. школьный, ученый) — средневековая университетская наука. Основной чертой ее было толкование и систематизация того, что являлось содержанием христианской веры [И.А. Алябьева].

Схоластика — тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике [Философская энциклопедия].

Характерные черты схоластики:

Особенности средневековой культуры [Л.Д. Столяренко]: