Глава третья. Методика - творческий процесс в технологии культурно-досуговой деятельности
Для того чтобы деятельность учреждения культуры была содержательной, интересной, эмоционально насыщенной, специалистам следует максимально овладеть методикой культурно-досуговой деятельности, то есть совокупностью методов, способов, приемов и действий целенаправленного достижения поставленной цели.
Методика культурно-досуговой деятельности опирается на методологию, законы психологии и педагогики, имеет свои внутренние закономерности функционирования как специфический вид деятельности. Методика представляет собой центральный блок в культурно-досуговой деятельности, который осуществляет прием, переработку информации и преобразует ее в художественно-образный, символико-аллегорический способ эмоционального воздействия. Другими словами, методика культурно-досуговой деятельности - это творческий, перцептивно-коммуникативный процесс, где перцепция - восприятие, а коммуникация - общение.
Методику выделяют в отдельный тип деятельности - методический, выступающий внутренним регулятором всего технологического процесса, который определяет и разрабатывает тактику, то есть преобразует и переводит теорию в русло конкретной программы в форме сценарных планов, сценариев, методических разработок и рекомендаций.
В основе методики культурно-досуговой деятельности лежат духовные потребности населения. Потребности в осуществлении культурно-досуговой деятельности отнюдь не ограничиваются лишь стремлением человека к саморазвитию или к удовлетворению его чисто рекреационных нужд. Культурно-досуговая деятельность оказывает активное формирующее влияние на личность, что свидетельствует о ее достаточно высокой общественной значимости.
Методика культурно-досуговой деятельности представляет собой диалектическое единство профессиональной деятельности организаторов и методистов (сценаристов, режиссеров и других специалистов) и участников культурно-досуговых программ и других посетителей учреждений культуры. Взаимосвязь культурных потребностей людей с возможностью и готовностью учреждений культуры их реализовать создает условия для раскрытия сущностных свойств учреждений культуры, слияния в их работе организующих воздействий "сверху" с широкой инициативой и самодеятельностью "снизу".
В культурно-досуговой деятельности сложилась определенная классификация методик: общая методика, типовые методики и частные методики. Все они функционируют по своим законам, вбирая в себя все наиболее общее и существенное в построении технологического процесса. Закономерности методик тесно связаны с законами развития культурных процессов. Квалификация специалистов учреждений культуры зависит от знания этих закономерностей, от умения творчески их применять.
К закономерностям методики культурно-досуговой деятельности можно отнести: неразрывную связь социальных и культурологических задач; соответствие содержания и формы; последовательность при подготовке и проведении программ от идеи до замысла и определения формы; активно-деятельностный подход в создании программы; активизация аудитории; постоянная смена эмоциональных состояний; постепенное вовлечение во все более сложную деятельность участников программы; единство и взаимопереход субъекта и объекта; соединение в культурно-досуговой деятельности развивающих, рекреационных и гедонистических функций.
- Под научной редакцией академика раен а.Д. Жаркова и профессора в.М. Чижикова
- Введение
- Раздел I. История и теория досуга Глава первая. Краткая история культурно-досуговой деятельности
- §1. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в X - XVII вв.
- § 2. Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII - начале XX вв.
- § 3. Культурно-досуговая деятельность в 1917 -1941 гг.
- Раздел I.____и с тория и теория досуга
- § 4. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны 1941 -1945 гг.
- Раздел I.____История и теория досуга
- §5. Культурно-досуговая деятельность в 1946 -1997 годах
- Глава вторая. Теория культурно-досуговой деятельности
- § 1. Сущность культурно-досуговой деятельности
- § 2. Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- § 3. Принципы культурно-досуговой деятельности
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности Глава первая. Теоретические основы технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Понятие "технология" культурно-досуговой деятельности
- § 2. Механизм восприятия личностью культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 3. Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности
- § 4. Культурно-досуговая среда и ее восприятие
- § 5. Ценностные ориентации в создании культурно-досуговои среды
- Глава вторая. Организация культурно-досуговой деятельности как составная часть технологического процесса
- § 1. Организаторская деятельность учреждений культуры
- Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности
- § 2. Менеджмент в культурно-досуговой деятельности
- § 3. Коммерческая деятельность учреждений культуры
- § 4. Реклама в культурно-досуговой сфере
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 5. Основы делового общения в культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава третья. Методика - творческий процесс в технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Общая характеристика содержания форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 2. Типовые методики в деятельности учреждений культуры
- § 3. Частные методики в культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 4. Родовые методы культурно-досуговой деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава четвертая. Сценарно-режиссерские основы технологии культурно-досуговой деятельности
- § 1. Драматургия культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 2. Сценарный замысел в культурно-досуговой программе
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 3. Композиционное построение сценария культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки:
- Рекомендуемая литература
- § 4. Художественный монтаж сценария культурно-досуговой программы
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- § 5. Творческие аспекты обучения драматургии культурно-досуговых программ
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Глава пятая. Режиссерские основы культурно-досуговой деятельности
- § 1. Понятие "режиссура"
- § 2. Режиссерский замысел культурно-досуговой программы
- Глава шестая. Музыкальное оформление культурно-досуговых программ
- § 1. Общие положения музыкального оформления культурно-досуговых программ
- § 2. Музыкальные жанры в культурно-досуговых программах
- § 3. Популярная эстрадная и поп-музыка в культурно-досуговой программе
- § 4. Классическая музыка в культурно-досуговой программе
- Глава первая. Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры,
- § 1. Методические основы обучения профессиональному мастерству
- § 2. Профессиограмма специалиста культурно-досуговой деятельности
- Глава вторая. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности
- § 1. Научные основы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности
- § 2. Система методического обеспечения культурно-досуговой деятельности
- § 3. Технология методического процесса в культурно-досуговой деятельности
- § 4. Система повышения профессионального мастерства работников культуры
- § 5. Информационное обеспечение научно-методической деятельности в сфере культуры
- Глава третья. Организация досуга за рубежом
- § 1. Теоретические основы индустрии досуга за рубежом
- § 2. Система досуга и рекреации за рубежом
- Заключение
- Раздел I. История и теория досуга ......................................................