logo search
рыков

42. Новая вещественность

"Новая вещественность" (нем. "Neue Sachlichkeit"), магический реализм, течение в немецкой живописи и графике 1920-х гг. Возникшее как реакция на индивидуалистический бунт и формальные крайности экспрессионизма, оно было связано с очередной волной неоклассицизма в европейском искусстве и сближалось в общих установках с такими современными течениями, как "метафизическая живопись" в Италии и т. н. неоэнгризм во Франции. Идеологическому хаосу буржуазного общества, лихорадочному ритму современной жизни мастера "Н. в." пытались противопоставить своего рода модель кристаллически ясного, мистифицированного, будто бы реального мира. Воссоздавая этот искусственный мир в преувеличенно-чётких, тщательно детализированных формах, одни художники (А. Канольдт, К. Мензе, Г. Шримпф и др.) невольно выражали в своих произведениях ощущение отчуждённости отдельной личности от бездушной, механистической действительности. Другие мастера "Н. в.", утрируя её выразительные средства, придавая им характер гротеска, сознательно сообщали своему творчеству острокритическую социальную направленность (О. Дикс, Ж. Грос и др.).

43. Дике (понятия не имею что это 8) возможно опечатка и имелось в виду «Дикие», т.е. фовисты)

Фовизм (от фр. les fauves — дикие (звери)) Локальное направление в живописи нач. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э.-О. Фриез, Ж. Брак, А.-Ш. Манген, К. ван Донген), совместно участвовавших в ряде выставок 1905-1907 гг., после их первой выставки 1905 г. Название было принято самой группой и прочно утвердилось за ней. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго, оставив, однако, заметный след в истории искусства. Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (см.: Постимпрессионизм, Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов (см.: Импрессионизм), фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Природа, пейзаж служили им не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых симфоний, не порывающих, однако, связей с увиденной действительностью. Основные цветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Ф. От Ф. оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. Все они после 1907 г. пошли своими путями в искусстве, используя Ф. как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных средств. Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов, абстракционистов и кончая появившимся в 50— 60-е гг. движением «Новые дикие».