logo search
рыков

37. Теория сюрреализма: Бретон и Батай

Сюрреализм (франц. surréalisme, буквально - сверхреализм), авангардистское направление в художественной культуре 20 в.; первоначально возникло во Франции.

Теоретически и организационно сложилось к середине 20-х гг.: "Манифест сюрреализма" А. Бретона (1924), журнал "La Revolution surrealiste" ("Сюрреалистическая революция", 1924-29), первая выставка С. в Париже (1925). Среди основателей С. были писатели Л. Арагон, Ф. Супо, П. Элюар, Р. Деснос, А. Арто, Р. Витрак, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Мэн Рей, Х. Арп, П. Руа, А. Массой, Х. Миро, М. Дюшан, Ф. Пикабия, И. Танги, С. Дали, Р. Магрит, кинематографисты Л. Бюнюэль и Ж. Дюлак. Некоторое время близки к С. в живописи были П. Пикассо и П. Клее, в области кино - Р. Клер, Ж. Садуль, Ж. Кокто (последний - и в поэзии, и в живописи).

Ведя родословную от маркиза де Сада, Ж. Нерваля и далее, через А. Рембо, Лотреамона, к А. Жарри и Г. Аполлинеру (который выдвинул термин "С."), С. был отчасти подготовлен дадаизмом (в изобразительном искусстве также "метафизической живописью" Дж. Де Кирико). Продолжение традиций романтико-анархического бунтарства против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации с пронизывающим их плоским рассудочным здравомыслием дополнялось в С. претензией в корне изменить привычный уклад мыслительной деятельности и даже общественной жизни, освободив от власти интеллекта подспудные устремления, залегающие в подсознании человека. Перетолкованные в таком ключе интуитивизм и особенно фрейдизм служили философской опорой для попыток изгнать разум из художественного мышления, утвердить в творчестве хаотичный произвол подсознательных "озарений", что сделало С. одним из крайних воплощений иррационалистического кризиса в западной культуре. Призывая окунуться в стихию младенческого бездумья, бреда, грёз по наитию, будто бы открывающих личности непосредственный доступ к оккультным тайнам Вселенной, С. выдвигал как образец для работы художника сновидчество медиума с последующим безотчётным закреплением на бумаге (полотне, театр, подмостках, киноленте) вереницы образов, навеянных толчками из душевного "подполья", сколь бы случайно, ошарашивающе-загадочно они ни сочетались друг с другом. Поэтому С. в литературе провозглашал исходной моделью всякой писательской деятельности, особенно предпочитаемой им лирики, "автоматическое письмо" - скоростную запись первых пришедших в голову слов, обрывков речи, навязчивых видений во всей выпуклой "зрелищности" каждого из них в отдельности, во всей причудливой неожиданности их взаимопереклички. В сюрреалистическом театре (где теоретиком был А. Арто) и кинематографе (в основном связанном с группой "Авангард") "истинная реальность" также утверждалась в безудержной фантастике алогично чередующихся фрагментов, в подчёркнутой вещественной конкретности отдельных сцен и кадров, ошеломляюще странно состыкованных между собой - в овеществлении метафор, призванных освободить зрителя от подавленных в нём эротических, садистических и невротических комплексов.

В изобразительном искусстве основные тенденции С. были представлены имитацией художественных приёмов первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных, вычленением конкретных объектов из естественной для них среды, их "эстетизацией" путём отстранения от реальной функции или парадоксального сочетания с иными объектами (техника коллажа и т. п.), наконец, натуралистически-осязаемым воспроизведением фантастических видений, либо отдаленно и смутно ассоциирующихся с предметным миром, либо в патологически отталкивающей форме сплетающих абсолютно реальные, но органически несовместимые элементы природы.

Сначала в достаточно разнородный кружок сюрреалистов входил (или примыкал к нему) ряд крупных мастеров (Арагон, Элюар, Деснос, Ж. Превер, Пикассо и др.), увлечённых мятежным пылом С., накалом трагического неприятия окружающего миропорядка, обещаниями исследовать и разрешить некие вечные трудности жизни человека в обществе, решительностью предлагавшихся способов расковать вдохновение, открыть "чудесное" в примелькавшейся повседневности. Но быстро обнаружившаяся в С. подмена действенной переделки общественного уклада его преодолением в мифотворческих вымыслах, а также "отмена" в эстетике С. смысловой внятности и целостности художественного произведения привели к тому, что история С. вскоре обернулась историей разрыва с ним большинства подлинных и революционно настроенных художников. 30-е гг. - время распада литературного ядра С.; к концу 30-х гг. верность С. сохраняли преимущественно доктринёры во главе с откровенно повернувшим к мистике Бретоном, а его ряды пополнялись эпигонами, всячески культивировавшими эксцентричность "шоковых" способов воздействия на читателя. Вместе с тем именно в 30-е гг. С. получил широкое распространение; проходят многочисленные выставки (нередко под знаком "параноических мистификаций", как называл свои картины Дали); в орбиту С. втягиваются новые силы (в живописи - бельгиец П. Дельво, чилиец Р. Матта Эчауррен, швейцарец К. Зелигман и др.).

С начала 40-х гг. центр С. переместился в США (куда эмигрировали Бретон, Дюшан, Дали, Танги и др.); "новая волна" С. на американской почве сказалась в основном в изобразительной искусстве - в произведениях, отмеченных извращённой фантастикой, навязчивой патологией образов, спекулятивным позёрством (нередко политической и религиозной окраски) и претенциозным мистицизмом.

Бретон (Breton) Андре (19.2.1896, Теншбре, департамент Орн, - 28.9.1966, Париж), французский писатель. Автор "Манифеста сюрреализма" (1924), "Второго манифеста сюрреализма" (1930). Тяготел к троцкизму. В книгах "Аркан 17" (1945), "Положение сюрреализма между двумя войнами" (1945) и "Лампа в часах"(1948) Б. подверг критике современную буржуазную культуру. В художественной прозе ("Надя", 1928, "Бешеная любовь", 1937, и др.) и стихах Б. ("Свободный союз", 1931; "Седовласый револьвер", 1932, и др.) живые зарисовки чередуются с выпадами против реальности мира.

Для истории французской культуры А.Бретон в первую очередь - создатель сюрреализма, самого значительного художественного течения первой половины 20 в. Школу сюрреализма прошли многие десятки поэтов и художников, среди которых те, кто составил славу французского искусства. А.Бретон уловил настроения мыслящей интеллигенции в переломную для Европы эпоху. Он сумел распознать и обозначить то главное, что объединило самых различных по убеждениям, таланту, рождению, культуре людей в союз единомышленников, — волю к освобождению от пут логики, привычной морали и буржуазного общества. Этот союз был недолговечным, и прежние друзья стали врагами, тем не менее урок сюрреализма не мог не сказаться на их творчестве.

БАТАЙ, ЖОРЖ (Bataille, Georges) (1897-1962), французский писатель и философ, в 1940-1950 годы — один из лидеров левых интеллектуалов во Франции, автор книг по проблемам философии, религии, экономики; по характеристике М.Хайдеггера — «самый светлый ум во Франции».

Родился 10 сентября 1897 в Бийоме. В 1901-1913 учился в лицее в Реймсе. В 1914 принял католичество. В 1915 окончил колледж д’Эперней, в 1918 поступил в Эколь де Шарт в Париже, где в 1922 защитил дипломную работу Рыцарский орден, стихотворная повесть 13 в. и получил квалификацию архивиста-палеографа. В том же году поступил на службу в парижскую Национальную библиотеку, где проработал до 1942. В начале 1920-х годов в Париже много общался с Львом Шестовым; под его влиянием начал читать Достоевского, Кьеркегора, Паскаля, Платона, принял участие в переводе на французский язык книги Шестова Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше (1925). Кроме этих мыслителей, его интересовали Ницше, Фрейд, де Сад, позже — Гегель и Маркс; стержнем его концепции стало гегельянство, переосмысленное с позиций ницшеанства и психоанализа. С середины 1920-х годов Батай публиковал статьи в журналах «Аретуза» («Arйthuse»), «Документы» («Documents»), специализировавшихся на искусствоведении, археологии, этнографии. В 1931 познакомился с Борисом Суварином и вступил в Демократический коммунистический кружок (распался в 1934). Тогда же опубликовал ряд статей в журнале «Социальная критика» («La critique sociale»): Критика основ гегелевской диалектики (совместно с Раймоном Кено, 1932; в статье проводилась мысль о необходимости обогащения марксистской диалектики за счет включения в нее психоанализа Фрейда и социологии Мосса и Дюркгейма); Проблема государства (1933) (против революционного оптимизма, фашистского тоталитарного государства и диктатуры социализма); Психологическая структура фашизма. Первым во Франции Батай применил психоаналитические методы к анализу политических проблем.

С 1931 Батай участвовал в семинаре Александра Койре в Школе высших исследований, а в 1934 — в семинаре Александра Кожева, где в сотрудничестве с Р.Кено, Р.Ароном, М.Мерло-Понти, Эриком Вейлем, Андре Бретоном и другими работал над переводом и комментариями к гегелевской Феноменологии духа (семинар действовал до 1939). В 1935 принял участие в работе группы, организованной Ж.Лаканом.

В 1935 стал одним из инициаторов движения «Контратака» («Contre-Attaque»), объединившего левых интеллектуалов различных творческих ориентаций, в том числе сюрреалистов. Основными лозунгами движения были антинационализм, антикапитализм, антипарламентаризм, даже антидемократия, а основной целью - замена мифов фашизма мифами моральной и сексуальной революции. Основными источниками вдохновения «Контратаки» были сочинения маркиза де Сада, Фурье, Ницше (движение распалось в 1936). Члены движения принимали участие в уличных манифестациях, протестуя против действий националистической организации «Аксьон франсез». В этот период Батая и близких к нему членов движения обвинили в профашистских настроениях, поскольку в одном из составленных ими документов «недипломатическая грубость» Гитлера трактовалась как позитивная альтернатива «слюнтяйства» политиков и дипломатов.

С 1936 Батай начал организацию тайного общества «Асефаль» («Acйphale») и одновременно журнала с тем же названием. Первый номер журнала вышел в 1936, общество было создано в 1937 (его членами стали Клоссовски, Шави, Шенон и др.; одно из правил общества — не подавать руки антисемитам). В том же году Батай стал одним из организаторов социологического коллежа, одной из задач которого была разработка социологии «священного», способной дополнить марксистский анализ исследованием иррациональных фактов социальной жизни, изучением социального бытия в тех его формах, в которых обнаруживается присутствие «священного». В тот же период Батай организовал Общество коллективной психологии, нацеленное на изучение роли психологических, в том числе бессознательных, факторов в социальной жизни. На первый план для Батая выдвинулись проблемы смерти как основы социальных отношений (смерть - «эмоциональный элемент, придающий безусловное значение совместному существованию»), вины (в 1944 выходит в свет его книга Виновный — Le coupable), греха, зла, внутреннего опыта (книга Внутренний опыт — L’expйrience intйrieure - опубликована в 1943).

В 1946 по инициативе Батая началось издание журнала «Критика» («Critique»), где он опубликовал статьи Моральный смысл социологии, Тайна Сада, О рассказах жителей Хиросимы, Переход от животного к человеку и рождение искусства, Коммунизм и сталинизм, Сад (1740-1814) и др. В эти годы и позже им были написаны следующие работы: О Ницше (Sur Nietzsche, 1945), Метод медитации («Mйthode de mйditation», 1947), Литература и зло (La littйrature et le mal, 1957, русский перевод — М., 1994), Эротизм («L’йrotisme, 1957») и др. В 1952 Батай был награжден орденом Почетного легиона.

Умер Батай в Париже 8 июля 1962.