logo search
рыков

44. «Школа мусорного ящика». Американский авангард начала XX века

В начале 20 в. усилились реалистические тенденции американского искусства, поиски новых тем и выразительных средств, критическое восприятие действительности. Развитие прогрессивных направлений протекало в острейшей борьбе с салонным искусством, а позже с модернизмом. Вокруг основателя новой реалистической школы Р. Хенри объединились Дж. Слоун, Дж. Лаке, У. Глэккенс и др. живописцы и графики ("школа мусорного ящика"), разносторонне показавшие социальную жизнь капиталистического города; особенно глубоко и сильно раскрывал её противоречия Дж. Беллоуз. Сложилась и после 1917 окрепла боевая политическая графика (Л. Янг, Р. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис; художники Джон-Рид-клуба, основанного в 1929, - Х. Геллерт, Дж. Бёрк), связанная с рабочей прессой и замечательная гневной сатирой, лапидарностью стиля. Один из крупнейших прогрессивных художников 20 в. Р. Кент, а также Э. Хоппер, Ч. Бёрчфилд развивали американскую реалистическую традицию в живописи и графике, дополняя её глубокими размышлениями о современной жизни, стремясь к обобщенности, чёткости форм. В скульптуре яркие реалистические образы создали Дж. Эпстайн, У. Зорах, П. Мэншип. В 30-х гг. американского изоляционизм способствовал росту националистического художественного течения - регионализма (Т. Х. Бентон, Г. Вуд, Дж. С. Керрн), прославлявшего (иногда с нотой иронии) пуританскую ограниченность и несокрушимый оптимизм провинциального "стопроцентного американца". Успехом начала пользоваться примитивистская, большей частью идиллическая живопись самоучек ("бабушка" А. Мозес, Х. Пиппин, Дж. Кейн). Одновременно развивались живопись и графика, в которых острая прогрессивная политическая тенденция выражена резкой экспрессией и подчас гротеском (Б. Шан, Ф. Эвергуд, Дж. Левин).

В развитии реализма XX в. большую роль сыграли художники американского континента. Еще в начале XX в. здесь выдвинулась группа «Восьмерка», в которую вошли художники, участвовавшие в выставке 1908 г. В их картинах, запечатлевших задворки, трущобы, ночлежки, жалкие жилища бедняков большого капиталистического города, была критика буржуазного американского процветания. Озлобленная американская буржуазия дала этим художникам прозвище «Школа мусорного ящика». Из числа художников, примкнувших к «Восьмерке», выдвинулся Рокуэлл Кент (1882 — 1971), крупный представитель демократического реализма в современном американском искусстве. Главное место в его творчестве заняли произведения, рассказывающие о жизни народов Гренландии, Аляски, Огненной Земли. Восхищение природой, не тронутой цивилизацией, сочетается в его произведениях с острым чувством современности. Художник находит величие в отважных жителях Севера, в их могучих характерах, внутренней чистоте. Его идеал сильного, свободного человека воплощен в графике. Он иллюстрировал книги американских, западноевропейских писателей и свои литературные произведения. Кент был выдающимся общественным деятелем — защитником мира и демократии.