logo search
otvety_na_voprosy_k_gos_ekzamenu

19. Доминирующий оттенок в сочетании цветов

Доминирующий цвет цветовой схемы не требует выяснений: его наличие очевидно любому, кто возьмет на себя труд взглянуть на картину. Цветовая схема может иметь доминирующий цвет — синий, зеленый, красный и т. д. Войдя в помещение, окрашенное по схеме доминирующим цветом, не занимающийся цветом наблюдатель сразу же почувствует в окраске определенную тенденцию к единству, даже если он и не старается определить причину этого ощущения. Точно так же он почувствует, что картина с таким доминирующим тоном или цветом имеет определенный характер. Однако если он не поймет, что цвет является инструментом, создающим этот характер, он просто воспримет картину как произведение, вызывающее то или иное чувство или обладающее тем или иным тоном.

Зная, что цветовая схема существует и что имеется доминирующий цвет, даже и не видя его, человек, занимающийся изучением цвета, может прийти к заключению, что этот преобладающий цвет есть цвет большей части ее поверхности. Однако это на самом деле не так. Иногда цвет поверхностей, составляющих лишь небольшой процент общей поверхности помещения или картины, может восприниматься как доминирующий, при условии что все цвета картины (помещения) сдвинуты в сторону какого-либо оттенка. Предположим, например, что доминирующий цвет должен быть синим и что при первом взгляде на картину (помещение) это должно бросаться в глаза. Независимоот того, в какие цвета окрашены поверхности, если все они сдвинуты в сторону синего, цветовая схема будет синей. В этом случае красный цвет, например, будет сдвинут в сторону пурпурного, оранжевый — в сторону красного, желтый — в сторону зеленого, а синий будет более густым. Если у синего цвета будет какой-либо иной оттенок, он сольется с остальными цветами. Синий оттенок не заметен ни в зелено-желтой краске, ни в красновато-оранжевой, и все же даже абсолютно нетренированный глаз почувствует направленность цветов к синему, а не к желтому.