logo search
рыков

26.Орфизм

Орфизм (франц. orphisme, от Огрhée - Орфей), направление во французской живописи 1910-х гг. Название дано в 1912 Аполлинером. Генетически связанный с кубизмом, О. вместе с тем обнаружил близость и к др. модернистским течениям - футуризму и экспрессионизму. Художники-орфисты (создатель и теоретик направления Р. Делоне, Ф. Купка, Ф. Пикабия, М. Дюшан), пытаясь выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью "закономерностей" взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей, очень скоро перешли к абстрактному формотворчеству.

Орфизм Официальное "крещение" орфизма произошло на Салоне независимых в 1913. Так критик Роже Аллар писал в своем отчете о Салоне: "...заметим для будущих историков что в 1913 родилась новая школа орфизм..." ("La Cote" Париж 19 марта 1913). Ему вторил другой критик Андре Варно: "Салон 1913 был отмечен рождением новой школы орфической школы" ("Comoedia" Париж 18 марта 1913). Наконец Гийом Аполлинер подкрепил это утверждение воскликнув не без гордости: "Это орфизм. Вот впервые проявилось это направление которое было мною предсказано" ("Montjoie!" Париж приложение к ?3 18 марта 1913). Действительно термин этот был изобретен Аполлинером (орфизм как культ Орфея) и впервые публично заявлен во время лекции посвященной современной живописи и прочитанной в октябре 1912. Что он имел в виду? Кажется он и сам этого не знал. Более того не знал как определить границы этого нового направления. На самом деле путаница царящая и поныне произошла из-за того что Аполлинер неосознанно спутал две проблемы взаимосвязанные конечно же но прежде чем пытаться соединить их ему следовало подчеркнуть их различия. С одной стороны создание Делоне живописных выразительных средств полностью основанных на цвете а с другой расширение кубизма благодаря появлению нескольких разных направлений. После разрыва с Мари Лорансен в конце лета 1912 Аполлинер искал приюта у семьи Делоне которые приняли его с дружеским пониманием в своей мастерской на улице Гран-Огюстен. Как раз этим летом Робер Делоне и его жена испытали глубокую эстетическую эволюцию приведшую к тому что позже он назвал "деструктивным периодом" живопись основанная исключительно на конструктивных и пространственно-временных качествах цветовых контрастов. Аполлинер таким образом стал главным свидетелем этой эволюции и обсуждал ее в пространных беседах с хозяевами. Убежденный в обоснованности их идей более того обрадованный тому что должен первым приподнести их общественности он занимает этими проблемами своих читателей в статье опубликованной в газете "Temps" (14 октября 1912) и публикует важный текст Делоне "Реальность чистая живопись" в "Soirees de Paris" (декабрь 1912) и в немецком журнале "Der Sturm" (декабрь 1912). Заметим что в этих текстах речь идет не об орфизме а о "чистой живописи" выражение введенное самим Делоне который несмотря на дружбу с Аполлинером так и не оценил его термина как не отражавшего его истинных намерений. То что Аполлинер говорил об орфизме больше относится к литературе - написал он позже (письмо С. Халперту 1924 приведено в книге Du Cubisme a l'Art abstrait. Les cahiers inedits de R. Delaunay Париж 1957). Серия "Окна" созданная зимой 1912-1913 настолько вдохновила Аполлинера что он написал одну из самых красивых своих поэм ("Окна": "Du rouge au vert tout ie jaune se meurt...") которая была напечатана в каталоге выставки Делоне в гал. "Штурм" в Берлине (январь 1913). На самом деле термин "орфизм" впервые появился в статье Аполлинера "Die moderne Malerei" напечатанной в феврале 1913 в журнале Der Sturm (? 148-149). Она и положила начало путанице. Уже в начале Аполлинер подчеркивает что две новые живописные тенденции показавшиеся ему наиболее важными это с одной стороны кубизм Пикассо а с другой - орфизм Делоне . Это утверждение как и любое эстетическое суждение может казаться спорным но оно и сегодня остается совершенно резонным и обоснованным. К сожалению Аполлинер затем приводит список художников испытавших на себе влияние этих двух великих художников. Но если список последователей Пикассо вполне логичен (Брак Метсенже Глез Грис и кто знает почему - Мари Лорансен) то список последователей Делоне - это плод чистой фантазии поскольку в него включены одновременно Леже Пикабиа Мари Лорансен Марсель Дюшан и в Германии - Кандинский Марк Мейднер Макке Явленский Мюнтер и Фрейндлих не говоря уже об итальянских футуристах оказавшихся последователями художника которого они резко отвергали. Безусловно Марк и Макке испытали сильное влияние Делоне; было заманчиво включить в этот список и таких колористов как Леже и Пикабиа хотя они следовали совершенно особыми путями отличными от Делоне. Но вот подверстывать сюда Дюшана Кандинского и футуристов было по меньшей мере досадным просчетом. По-видимому идеи Аполлинера вовсе не иссякли на этом потому как в 1913 этот список испытал значительные изменения. Помимо Делоне он включает в него Леже американца Брюса (который действительно был последователем Делоне) Мари Лорансен и с определенной осторожностью Глеза и Метсенже "Lintransigeant" 18 марта 1913). Но в "Montjoie!" вышедшей в тот же день наряду с Леже и Мари Лорансен он называет Пикабиа и "туманно орфическую живопись Моргана Рассела". 25 марта ("Lintransigeant") он перечисляет Делоне Леже и Пикабиа а затем - не уточняя считает ли он их в самом деле орфистами - Мари Лорансен Метсенже ЛюкаАльбера Моро Лафресне венгра Соботку и Шагала. В книге "Художники-кубисты" (Париж 1913) он называет Пикассо, Делоне, Леже, Пикабиа, Дюшана, а также Пьера Дюмона и Анри Валанси. Наконец в ноябре 1913 подводя итоги первого Осеннего салона в Берлине ("Soirees de Paris" ? 18) он говорит в заключение о Делоне и его жене затем воздает должное Глезу Кандинскому Леже Метсенже Пикабиа и итальянским футуристам и заканчивает таким образом: "...это историческая выставка и если орфизм впервые появился в Салоне независимых то здесь мы стали свидетелями первого Салона орфизма". В действительности этот термин обозначавший сначала только живопись Делоне распространился благодаря Аполлинеру на весь авангард за исключением ортодоксального кубизма Пикассо. С этой точки зрения выражение "четвертованный кубизм" которое он также иногда употреблял было безусловно менее пагубным так как оно не вносило путаницы. Понимая что Аполлинер был в дружеских отношениях со всеми передовыми художниками того времени и фактически официальным глашатаем кубизма большинство других критиков слепо последовало за ним и принялось рассуждать об орфизме как о движении занесенном в каталоги. Когда перечитываешь их отчеты о Салоне независимых 1913 замечаешь что всюду термин употребляется только по отношению к участникам зала 45 где находилась большая картина Делоне "Команда Кардиффа" (1912-1913 Париж Гор. музей современного искусства). Потому-то все и воспринимали Делоне как лидера этого нового направления. Некоторые критики правда не относили к орфистам по меньшей мере трех художников экспонировавшихся в том же зале: Ван Донгена (давно причисленного к фовистам), Шагала (тогда еще мало известного в Париже) и Алис Байи. Зато все причисляли к последователям Делоне П. Брюса Моргана Рассела (создателя вместе со Стентоном Макдональд-Райтом движения синхронизма которое несмотря на утверждения самих художников определенно испытало влияние Делоне) Ф. Пикабиа, Фернана Леже и чеха Франтишека Купку две картины которого ("Вертикальные планы" 1912-1913 Париж Нац. музей современного искусства Центр Помпиду; и Соло коричневой черты 1912-1913 Прага Нац. гал.) едва ли обнаруживают сходство с искусством Делоне хотя их автор был одним из создателей беспредметной живописи которой и соответствуют эти два произведения. Это смешение эстетики Делоне и Купки длилось особенно долго. Только десяток лет назад оно перестало вводить в заблуждение. Любопытно что сам Аполлинер даже не называл имени Купки оно не фигурирует ни в одной из его работ. В заключение нужно сказать что слово "орфизм" не относится ни к какому реально существующему направлению а служит лишь свободной перегруппировке столь разных часто даже противоположных художников (Делоне, Дюшан, Кандинский). Невозможно поэтому изложить историю живописного направления которого никогда не существовало и единственной историей которую можно рассказать оказывается в конечном счете история самого этого термина