1. Материальная и духовная культура первобытного общества
Первая большая эпоха человеческой истории называется первобытностью. Первобытную эпоху называют доисторией, т.к. нет рассказов, информации об исторических событиях.
По материалам, из которых изготавливались орудия труда, археологи подразделяют века: каменный, медный век, бронзовый век, железный век [А.Н. Маркова].
Первый период развития материальной культуры первобытного общества — присваивающая материальная культура. Основными периодами каменного века являются: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век, железный век.
СИНКРЕТИЗМ — сочетание разнообразных воззрений — характерная особенность искусства первобытного общества [А.Н. Маркова]. Первобытную культуру называют также первобытным синкретичным комплексом: научные знания, религия, мифология, искусство существовали в неразрывном единстве, и каждый член племени был носителем всех составляющих культуры.
Один из важнейших ритуалов древности — инициации (посвящения). В ходе инициации неофит (новичок) подвергался разным испытаниям, которые должен был стойко перенести.
Первый этап развития письменности — ПИКТОГРАФИЯ — рисунчатое письмо. В это же время появляются первые системы счета: сначала — счет множества, способность различать большое и малое, полное (например, отара) или нет, затем — счет по адекватности одних предметов другим (раковины могли приравниваться головам скота). Впоследствии исчисление стало производиться посредством подключения подсобного материала (зарубок, узелков, пальцев). Появление абстрактных чисел произошло достаточно поздно, вместе с появлением письменности и цивилизации.
ДОЛЬМЕН — от бретон. dol—стол и men- камень — сооружение из больших камней [А.Н. Маркова].
МЕНГИРА — от бретон. men — камень и hir —.длинный — отдельный каменный столб [А.Н. Маркова].
КРОМЛЕХ — камни, расположенные в виде круга [А.Н. Маркова]. Например, Стоунхендж - «висячие камни» - в Англии.
Астрономия: первобытные наскальные изображения созвездий, кромлехи служили как обсерваториями, так и выполняли ритуальные функции. Астрономические наблюдения люди выполняли из-за нужд повседневной жизни, из-за веры во влияние небесных тел и явлений на судьбы людей (календари появились раньше произведений искусства).
Основные типы календарей:
лунный (ориентируется на фазы Луны, приводит к появлению шестеричной системы счисления);
солнечный (формирует десятеричную систему счисления).
В поздний палеолит - экзогамия: из брачных отношений исключаются ближайшие родственники: родители, дети, братья и сестры. Нет инцеста. Род – объединение по общности происхождения нескольких поколений родственников. Семья – родители и дети. Культура: орудия труда, жилище, предметы быта, язык, мораль, религия, искусство, знание о мире.
Искусство. Первые элементы художественного творчества относятся к Ориньякской и Солютрейской культуре в поздний палеолит. Археологические раскопки на юге Франции и севере Испании. Название периода – места находок:
Ориньяк (30 - 19 тысяч лет тому назад).
Солютре (18 – 15 тысяч лет тому назад).
Мадлен (15 – 8 тысяч лет тому назад).
Искусство первобытной эпохи — изобразительное и прикладное (украшения, утварь, оружие), музыка, пантомима, танец, устное народное творчество, фольклор, мифология.
В это время два основных центра мировой цивилизации: афро-европейский и азиатский. Между ними – контакты.
АНИМИЗМ – наделение природных явлений человеческими качествами [А.Н. Маркова].
МАГИЯ — ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних видах магии преобладают обряды контактного типа, в других — имитативного [А.Н. Маркова].
ТОТЕМИЗМ – вера в животных – прародителей. Представление о родстве между группой людей (родом) и определенным видом животного – тотемом.
ФЕТИШИЗМ – культ неодушевленных предметов – вера в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и сделанных человеком.
МИФОЛОГИЯ – это определенная систематизация знаний ипредставлений о мире, для нее характерно стремление логически объяснить происхождения явлений, интересующих человека [О.Б. Скородумова].
Мифология — форма общественного сознания - как способ понимания природной и социальной действительности. Миф – рассказ, сценарий ритуального действия. Мифы утверждали принятую в обществе систему ценностей, определяли нормы поведения, «примиряли» человека и природу, человека и общество. Миф утверждал сверхличные ценности, отсюда и архетипы (т.е. общечеловеческие символы), выражающие объективные представления (мир — вселенная, мать — земля, старец — мудрец).
Космологические мифы — Вселенная уподобляется громадному человеческому организму. Одно из наиболее древних упоминаний о Вселенной в образе человека встречается в индийских Ведах, в частности в Ригведе: мир создан из частей гигантского первочеловека, принесенного богами в жертву.
Другая группа космологических мифов — о структуре Вселенной: Вселенная — многоуровневое сооружение, состоящее их трех самостоятельных миров, скрепленных осью мира. Представления об оси мира есть у разных народов в разных вариантах.
- Культурология: конспект лекций
- Оглавление
- Введение
- Лекция № 1. Культурология как наука и учебная дисциплина
- 1. Культурология как наука
- 2. Место культурологии в системе научного познания
- 3. Теоретическая и прикладная культурология
- 4. Методы культурологических исследований
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 2. Основные понятия культурологии
- 1.Понятие и функции культуры
- 2.Культурогенез. Культурологические теории
- Культурологические теории
- 3. Человек как субъект культуры
- 4. Язык и символы культуры
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 3. Типология культур
- Материальная и духовная культура
- Восточные и западные культуры
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 4. Первобытная культура. Культуры древнего востока
- 1. Материальная и духовная культура первобытного общества
- 2. Культуры Древнего Востока
- Древний египет
- Древняя месопотамия
- Вавилония
- Ассирия
- Древняя индия
- Древний китай
- Вопросы для самопроверки
- Лекция №5. Античная культура
- 1. Полис в жизни античного человека
- 2. Греция и Рим: проблема преемственности культур
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 6. Культура западной европы в средние века
- 1.Христианство — стержень культуры. Церковь и светская власть
- 2. Особенности средневековой картины мира
- Искусство
- 3. Городская культура
- 4. Византия
- Византия и Русь.
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 7. Культура эпохи возрождения и нового времени
- Итальянское Возрождение
- Итальянское Возрождение Искусство
- Реформация Северное возрождение
- 3. Рационализм и Просвещение
- 4. Стиль модерна
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 8. Отечественная культура
- Истоки и исторические традиции славянской культуры
- Модернизация жизни при Петре I и его преемниках
- Русское искусство XVII-XIX веков
- 4. Советская культура
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 9. Современная культура
- 1. Наука и техника
- 2. Возникновение и сущность глобальных проблем современности
- 3. Постмодерн
- 4. Новые направления в культуре XX – XXI в.В.
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 426069 Г. Ижевск, ул. Студенческая, 11.