Вопрос 39. Характерные черты судебных речей ф.Н. Плевако.
В судебных речах Плевако не ограничивался освещением только юридической стороны рассматриваемого дела. В ряде судебных выступлений Ф.Н. Плевако затрагивал социальные вопросы, которые находились в поле зрения и волновали общественность.
Плевако никогда не рассчитывал только на свой талант. В основе его успеха лежало большое трудолюбие, настойчивая работа над словом и мыслью.
Ф.Н. Плевако - наиболее колоритная фигура среди крупнейших дореволюционных адвокатов, он резко выделялся своей яркой индивидуальностью среди не бедной талантливыми ораторами дореволюционной адвокатуры.
Не только присяжные поддавались обаянию большого таланта Плевако, и коронные судьи нередко оказывались в плену его большого Я сильного и тонкого психологического воздействия.
Сравнения и образы Плевако очень сильны, убедительны, глубоко запоминающиеся. Образные сравнения еще более увеличивают впечатление его эффектных речей.
Речь Плевако в защиту Бартенева по делу об убийстве артистки Висновской - блестящий образец русского судебного красноречия. Она отличается исключительно психологической глубиной, тонким анализом душевного состояния убитой и подсудимого. Указанная речь безупречна по своему стилю, отличается высокой художественностью. Анализ психологического состояния молодой, преуспевающей артистки и подсудимого дан исключительно глубоко и талантливо. В этой речи глубоко и правдиво рисуется внутренний и внешний мир молодой, красивой, талантливой актрисы Висновской, успешно выступавшей на сцене Варшавского императорского театра. Умело затрагивая и показывая внутренние пружины душевного разлада молодой, пользующейся большим успехом женщины, Плевако правдиво рисует обстановку преступления.
Эта речь по праву приобрела известность далеко за пределами России.
При чтении речей Плевако следует иметь в виду, что по своим политическим убеждениям он в годы до первой русской революции даже в среде русских адвокатов занимал позиции крайне правых либералов. После же 1905 года он открыто переходит в ряды мелкобуржуазной интеллигенции, а затем становится трибуном октябристов и кадетов в царской думе. Поэтому даже в его судебных выступлениях по уголовным делам последних лет нередко сквозит неумеренное восхваление конституционной монархии, а также суда присяжных, судоустройства и судопроизводства эпохи царизма в России. Плевако умер в 1908 году, оставив после себя только застенографированными более 50 судебных речей.
- Виды красноречия. Типология
- Про́поведь в широком смысле — выражение или распространение каких-либо идей, знаний, истин, учений или верований, которое осуществляет их убеждённый сторонник. Проповедь как ораторская речь
- Разновидности судебной речи
- 5. Современный публичный монолог: речь политического оратора, проповедь, судебная речь, лекция, выступление журналиста, рекламного агента. Развитие содержания монолога
- Деловая речь
- Судебные дискуссии
- 6,Структура ораторской речи. Части традиционного риторического построения.
- Открытая аудитория - в теории перевода - аудитория, отличающаяся наличием обратной связи и определенной организации.
- 8.Типы аудитории и типы ораторов. Правила речевого поведения в определенных условиях коммуникации. Изучение аудитории.
- Докоммуникативная фаза
- Вопрос 18 Характеристика риторических фигур: фигуры осмысления, выделения и диалогизма. Стилистические приемы усиления эмоциональности.
- Вопрос 19 Судебная речь и специфика юридического языка
- 29.Значение творчества Аристотеля для развития риторики: проблема стиля и риторического построения, теория спора, учение о силлогизме. Характеристика трактата Аристотеля «Риторика». Образ оратора.
- Вопрос 32 Значение трудов Марка Фабия Квинтилиана для развития ораторского искусства (трактаты «Риторические наставления» и «Об образовании оратора»).
- 32.Значение трудов Марка Фабия Квинтилиана для развития ораторского искусства (трактаты «Риторические наставления» и «Об образовании оратора»).
- Вопрос 33 Луций Аней Сенека как создатель нового ораторского стиля.
- Вопрос 34 Развитие отечественной риторики в "доломоносовский" период (краткий обзор).
- Вопрос 35 Вклад м.В. Ломоносова в развитие российской риторики. Основные положения «Краткого руководства к красноречию» м.В. Ломоносова.
- Вопрос 36 Развитие российской риторики в XIX веке. Российская университетская школа красноречия. Риторики м.М. Сперанского, и.С. Рижского, а.С. Никольского.
- Вопрос 37 История становления российского судебного красноречия. Публикации рубежа хiх – хх веков (краткий обзор).
- Вопрос 38 Значение творческого наследия а.Ф. Кони для развития русского судебного красноречия.
- Вопрос 39. Характерные черты судебных речей ф.Н. Плевако.
- Вопрос 39 (второй вариант)Характерные черты судебных речей ф.Н. Плевако.
- Вопрос 40. Развитие юридической риторики в трудах а.Ф. Пороховщикова.
- 42 Риторика массовых коммуникаций, специфика ее проявления в разных средствах информации. Пути и перспективы развития риторики массовых коммуникаций.