logo search
БИЛЕТЫ

2) Декоративно – прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусст­во— сложное и многогранное явле­ние культуры. Оно охватывает мно­гие виды народных промыслов, свя­занных с созданием художественных изделий, имеющих практическое на­значение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, укра­шения, игрушки и т. д.). Декоративно- прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древ­ность и развиваясь в наши дни.

Произведения декоративно-при­кладного искусства обычно тесно связаны с архитектурно-пространс­твенным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комп­лекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала XXв. — с художественным конструированием и дизайном.

Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о ее практическом назначении, но и о красоте. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавал он истинные произведения искусства, передававшие поэтическое представление мастера об окружающем мире.

В народном искусстве всегда находила свое отражение родная природа. Знакомые каждому с детства цветы и травы, изображения зверей и птиц, солнца и неба, земли и воды, преображенные фантазией художника, пре вращались в изделии в яркий, вырази тельный орнамент.

Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Вы­ражая представление о прекрасном своими специфическими средства­ми, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а пе­редает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного мате­риала, его декоративных достоинств и особенностей технологической об­работки.

Язык декоративно-прикладного ис­кусства отличается стилизацией или, напротив, необычайной точностью форм; выявлением и обыгрыванием фактуры и пластических свойств ма­териала; использованием орнаментов, включающих как мотивы традицион­ных изображений, так и авангардные формы. Композиционное построение декора в предметах декоративно-при­кладного искусства всегда основано на гармонии частей и целого.

Современные изделия декоративно- прикладного искусства созданы с уче­том народных традиций и моды сегод­няшнего дня. До сих пор самыми попу­лярными предметами этого искусства, овеянными дымкой старинных тради­ций, являются изделия из стали, ков­ры, сделанные вручную и украшенные традиционным орнаментом, — в вос­точных странах; керамика, предметы из морских раковин — в южных; изде­лия из янтаря — в прибалтийском ре­гионе; ритуальные маски — в Африке; фарфор, перегородчатая эмаль, ткани, расписанные цветами, фруктами, фан­тастическими животными, — в Китае и Японии и т. д.

Много прекрасных образцов деко­ративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, историчес­ких, краеведческих и этнографических музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Каждая выстав­ка народного искусства — это всегда открытие мира красоты и мудрости. Изделия, сработанные старыми и сов­ременными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у некоторых появляется желание сле­довать примеру народных мастеров.

Каждому, кто соприкасается с про­изведениями декоративно-приклад­ного искусства, важно не оставаться праздными зрителями, а стремиться быть исследователями, всякий раз пы­таясь понять, какими художественны­ми и техническими приемами мастер смог достичь совершенства. Многое из того, что каждый из вас попыта­ется любовно сделать своими руками, будет доставлять окружающим людям.

Билет №16 1) Искусство графики.

Одними из самых распространен­ных и популярных видов искусства в окружающей нас повседневной жиз­ни являются искусства, связанные с полиграфической промышленностью-. книжная и журнальная графика, пла­каты, афиши, рекламные листовки и проспекты, промышленная графика.

Книга — синтетическое произведе­ние, над ней работают люди разных творческих профессий: писатели, ре­дакторы, дизайнеры, художники.

Книжная графика включает в себя конструирование книги, выбор ком­понентов ее оформления, изготовле­ние макета, иллюстраций.

Специфика оформления книги за­висит от типа издания: детская книга, художественная литература, учебник, книга по искусству и т. д. Так, детские и подарочные книги обычно имеют большой формат, печатаются на плот­ной бумаге, содержат много цветных иллюстраций, тщательно и нарядно декорированы. В художественной ли­тературе главное — содержание, поэ­тому ее оформление обычно скромнее. Иллюстрации, как правило, черно-бе­лые, но их образность направлена на выявление характеров, настроений и намерений персонажей.

Иллюстрации, зримо представляю­щие образы героев и происходящие события, усиливают воздействие ли­тературного содержания на читателя. Зрительные образы помогают читате­лю в осознании замысла автора.

Создание иллюстраций к художест­венному произведению — дело слож­ное и деликатное. Художнику-иллюст­ратору недостаточно владеть матери­алом, техникой и художественными приемами, недостаточно знать эпоху и ее материальную культуру, необхо­дима особая интуиция, умение по­чувствовать подтекст произведения в духовном единении с автором. Толь­ко в этом случае возникает феномен слияния изобразительного и литера­турного образа. Неразрывная его це­лостность и остается в сознании чи­тателя.

Художник ищет присущий каждо­му из авторов стиль и соответственно этому выбирает графическую манеру. Так, М. Врубель создал образ Демона, близкий по духу трагической и мя­тежной поэзии М. Лермонтова.

Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей,

И лучших дней воспоминанья

Пред ним теснилися толпой. . .

В иллюстрациях А. Бенуа к произ­ведениям А. Пушкина объединились большая эрудиция и безупречный вкус. Рисунки Бенуа к «Пиковой даме», «Медному всаднику», «Капитанской дочке» — явление высокой художест­венной культуры. Выдающий иллюстратор, блиста­тельный мастер гравюрыВ. Фавор­ский создал много серий иллюстра­ций к классическим и современным произведениям литературы. И ни одна из них по своей пластике не повторяет другую. Его интересовал не столько сюжет, сколько характер и стиль иллюстрируемой книги, ее особое, присущее только ей миро­ощущение. Через пластическое ос­мысление содержания текста книги, стиля конкретного писателя он пе­редавал общечеловеческую значи­мость содержания. «Его иллюстра­ции не графический подстрочник текста. Это сотворчество... Он умелчитать!» — сказал о Фаворском ху­дожник и искусствовед Д. Бисти.

Есть такие литературные произведе­ния, которые иллюстрировались мно­жество раз различными талантливыми художниками. И всякий раз каждый из них создавал образ персонажа.

В XX в. жанр иллюстрации пред­ставлен не только в книжной графи­ке. Уникальным явлением в истории русской музыкальной культуры стало создание иллюстраций к литератур­ным произведениям в музыке. Это и «Музыкальные иллюстрации к повес­ти А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова, и Симфонические гравюры «Дон Ки­хот» К. Караева к одноименному рома­ну М. Сервантеса….

Журнальная графикав послед­нее время приобрела особую попу­лярность. Яркие, блестящие обложки глянцевых журналов приглашают за­глянуть внутрь и познакомиться с са­мыми разнообразными сферами жиз­ни и деятельности современного чело­века. В оформлении журнала, которое не менее важно, чем его содержание, принимают участие дизайнеры и фо­тографы. Современный дизайнер дол­жен хорошо владеть компьютерными графическими программами, потому что макет и верстка журнала выпол­няются на компьютере.

Билет №16 2) Музыка в быту.

У каждого наверняка есть своя фо­нотека — коллекция любимых музы­кальных произведений, к которым можно обратиться и в минуты радос­ти и веселья, и в минуты раздумий, переживаний, размышлений о жизни. Поэтому всегда рядом существует му­зыка серьезная и музыка легкая.

Музыка серьезная— это та музыка, которая прошла испытание временем и не подвластна ни изменчивым вку­сам, ни влияниям моды. К серьезной музыке относится большое число клас­сических произведений. Напомним, что термин «классический» значит «образцовый». Познание этой музыки требует от слушателей и исполните­лей большого напряжения душевных сил. Не случайно венгерский компо­зитор XIX в. Ференц Лист сказал: «Есть музыка, которая к нам идет, и — дру­гая, которая требует, чтобы мы к ней шли».

Содержание легкой музыки измен­чиво и во многом зависит от моды: сегодня вы увлекаетесь одними про­изведениями и их исполнителями, за­втра — другими.

Самым популярным и демократич­ным жанром музыкального искусства является песня. Песня — душа народа. В ней как в зеркале отражаются мыс­ли и чувства людей.

Неизвестные сочинители созда­вали песни, которые передавались из поколения в поколение, из уст в уста и сопровождали человека во все периоды его жизни. Младенцу пели колыбельные; трудовые песни облег­чали процессы работы; обрядовые (хороводы, заклички, колядки, плачи, духовные песнопения, молитвы) слу­жили основой для многочисленных ритуальных действий — прослав­ления таинственных сил природы, прощания с ушедшим из жизни че­ловеком, поклонения божеству и мо­литвенному созерцанию; лирические песни раскрывали внутренний мир поющих; солдатские — укрепляли волю и дух воинов-защитников. В дни праздников наши предки, как и мы сегодня, не обходились без тан­цев, которые сопровождались игрой на многочисленных народных инстру­ментах. До наших дней дошли извес­тные плясовые наигрыши: «Калинка», «Барыня», «Камаринская» и др.

Пение и танцы сопровождали са­мые разные музыкальные инстру­менты. Они составляли часть целого направления музыкальной культуры прошлого — искусства скоморохов. Скоморохи подвергались гонениям со стороны церкви. Их инструменты сжигались на кострах. Но несмотря на это многие старинные инструмен­ты дошли до нашего времени и стали основой оркестра народных инстру­ментов и современного симфоничес­кого оркестра.

Танцевальная музыка прошла дол­гий путь развития — от старинных танцев (сарабанда, жига, гавот, менуэт, полонез и др.) до современных (кад­риль, фокстрот, вальс, танго, твист, рок-н-рол, брейк-данс и др.).

Марш — шествие, движение впе­ред — организует одновременное, синхронное движение большого ко­личества людей. Обычно маршевая музыка отличается размеренным тем­пом, соотнесенным с шагом, поступью человека, четкими ритмами, яркими запоминающимися призывными ин­тонациями.

Одной из самых древних разновид­ностей маршевой музыки являются во­енные марши. Они звучали в Древнем Египте, Китае, Индии, Древней Греции, Древнем Риме, сопровождая и сами боевые действия, и различные тор­жественные церемонии, на которых чествовали победителей.

Военные марши исполняются при обучении войск, проведении парадов, строевых смотров и других воинских ритуалов Традиции русской военной музыки восходят к эпохе Киевской Руси (IX- XII вв.). Но значительное свое разви­тие она приобретает в начале XVIII в., когда в России создается регулярная армия и в ее полки вводятся военные оркестры. По мнению великого русского полко­водца А. Суворова, развернутые знамена и гром­кая музыка удваивают, утраивают армию.

В эпоху царствования Петра I, прославив­шегося ратными подвигами, наряду с кантами (многоголосными хоровыми песнями), звучала и инструментальная маршевая музыка, исполня­емая военными оркестрами, прикомандирован­ными к войскам.

Во время Великой Отечественной войны (1941 — 1945) музы не молчали. Музыка обеспе­чивала укрепление и рост патриотических чувств не только армии, но и всего русского народа.

Поскольку песенная, танцевальная и марше­вая музыка является частью окружающей нас жизни, то она будет всегда присутствовать там, где речь идет о человеке — поющем, танцую­щем, шествующем. Жанры песни, танца и марша находят свое яркое воплощение в сценической музыке (оперы, балеты, мюзиклы, драматичес­кие спектакли, музыка к кинофильмам), а также в камерной и симфонической музыке, становясь частью сонаты, сюиты, симфонии.

Билет №17