1) Предсказания в искусстве.
Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.
Немецкий живописец и график эпохи ВозрожденияАльбрехт Дюрер (1471—1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis— откровение — это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники — Смерть, Суд, Война, Мор — яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение. По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни — война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур — в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.
Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие. В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев(1878-1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.
Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века.
Русский художник Аристарх Васильевич Лентулов(1882—1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся, несущемся и расщепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов, виды Новгорода, исторические события, выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты. Лентулова волнуют бездонные глубины человеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще не изобразимо, например, распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».
В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы. В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воплощение в творчестве разных композиторов прошлого и современности: (М. Глинка, М. Мусоргский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В.Гаврилин. А. Петров и др.)
Билет № 11
- Экзаменационные билеты по мхк - 9 класс 2011-2012 г.
- 1) Единство мировой культуры.
- 2) Низменное в искусстве.
- 1) Наука и искусство.
- 2) Понятие о видах искусства.
- 1) Художественный образ в искусстве.
- 2) Знание научное, знание художественное.
- 1) Художник и окружающий мир.
- 2) Жанр портрета.
- 1) Возвышенное в искусстве.
- 2) Жанр пейзажа.
- 1) Трагическое в искусстве.
- 2) Знаки и символы в искусстве.
- 2) Архитектура как вид искусства.
- Изба – традиционный дом русского человека
- 1) Литература как искусство слова.
- 2) Храмовый синтез искусств.
- 1) Художественный образ в литературе
- 2) Синтез искусств в театре, кино, на телевидении
- 1) Дар предвосхищения.
- 2) Музыка как вид искусства.
- 1) Предсказания в искусстве.
- 2) Эстетическое формирование искусством окружающей среды.
- 1) Язык изобразительного искусства.
- 2) Специфика изображений в полиграфии.
- 1) Художественные средства живописи.
- 2) Развитие дизайна.
- 1) Жанры живописи.
- 2) Декоративно – прикладное искусство.
- 1) Искусство фотографии.
- 1) Скульптура как вид искусства.
- 1) Литературные жанры.
- 2) Жанр натюрморта.
- 1) Народные промыслы России.
- 2) Понятие прекрасного.
- 1) Танец как вид искусства.
- 2) Понятие безобразного.
- 1) Художественный образ в музыке.
- 2) Архитектура исторических городов.
- 1) Понятие о музыкальных жанрах.
- 2) Художник и ученый.
- 1) Виды музыкальных инструментов
- 2) Искусство иллюстрации