logo
БИЛЕТЫ

1) Предсказания в искусстве.

Любое художественное произведе­ние устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много при­меров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, раско­лах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим худож­никам, возможно именно в нем и со­стоит главная сила искусства.

Немецкий живописец и график эпохи ВозрожденияАльбрехт Дюрер (1471—1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis— от­кровение — это слово служит названи­ем одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о кон­це света). Художник выразил тревож­ное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники — Смерть, Суд, Война, Мор — яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубя­щиеся облака и горизонтальные штри­хи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение. По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни — война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считает­ся, что разгадка подобного размеще­ния фигур — в желании Дюрера пре­дупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг худож­ник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний искусст­вом социальных перемен и потрясе­ний можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Боль­шевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие. В картине «Большевик» Борис Ми­хайлович Кустодиев(1878-1927) ис­пользовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десят­ков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержа­ние картины наполняется новым смыс­лом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориен­тирами вкладывает в содержание но­вые смыслы.

Многие годы эту картину тракто­вали как торжественный гимн стой­кому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеня­ет взмывающим в небо красным фла­гом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, не­осознанно почувствовал художник в начале века.

Русский художник Аристарх Васи­льевич Лентулов(1882—1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объек­та. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся, несущемся и рас­щепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских собо­ров, виды Новгорода, исторические со­бытия, выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты. Ленту­лова волнуют бездонные глубины че­ловеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще не изобразимо, например, распростра­няющийся звук в картине «Звон. Коло­кольня Ивана Великого».

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантасти­ческие силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смеше­ние цветов передает калейдоскопи­ческие, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Ши­рокое использование метафоры помо­гает художнику обычные вещи превра­щать в яркие обобщенные образы. В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воп­лощение в творчестве разных компо­зиторов прошлого и современности: (М. Глинка, М. Мусоргский, С. Рахмани­нов, Г. Свиридов, В.Гаврилин. А. Петров и др.)

Билет № 11