2) Художник и ученый.
Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.
Для того чтобы открыть как для науки так и для искусства законы пропорции золотого сечения, древнегреческие ученые должны были в душе быть художниками. И это действительно так. Интересовали же Пифагора музыкальные пропорции и соотношения. Более того, музыка являлась основанием всего пифагорейского учения о числе. Известно, что А. Эйнштейну, в ХХ в. перевернувшему многие устоявшиеся научные представления, в его творчестве помогала музыка. Игра на скрипке доставляла ему столько же удовольствия, сколько работа.
Многие открытия ученых оказали неоценимую услугу искусству.
Французский физик XIX в. Пьер Кюри провел исследования по симметрии кристаллов. Он обнаружил интересную и важную для науки и испорождает развитие предмета, в то время как полная симметрия стабилизирует его вид и состояние. Это явление было названодиссимметрией (не симметрия). Закон Кюри гласит: диссимметрия творит явление.
В середине ХХ в. в науке появилось еще и понятие «антисимметрия», т. е. против (противоположно) симметрии. Если общепризнанное понятие «асимметрия» как для науки, так и для искусства означает «не совсем точная симметрия», то антисимметрия — некоторое свойство и его отрицание, т. е. противопоставление. В жизни и в искусстве — это извечные противоположности: добро — зло, жизнь — смерть, лево — право, верх — низ и т. д.
«Забыли, что наукаразвивалась изпоэзии: не принимали во внимание соображение, что в ходе времен обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени». И.-В. Гете
Сегодня это пророчество сбывается. Синтез научных и художественных знаний приводит к появлению новых наук (синергетика, фрактальная геометрия и др.), формирует новый художественный язык искусства.
Голландский художник и геометрМауриц Эшер (1898—1972) на основе антисимметрии строил свои декоративные работы. Он, так же, как Бах в музыке, был очень сильным математиком в графике. Изображение города в гравюре «День и ночь» зеркально симметрично, но в левой его части день, в правой — ночь. Образы белых птиц, улетающих в ночь, формируют силуэты черных птиц, устремившихся в день. Особенно интересно наблюдать, как из неправильных асимметричных форм фона постепенно проявляются фигуры.
Под влиянием открытий радиоактивности и ультрафиолетовых лучей в науке русский художникМихаил Федорович Ларионов (1881 — 1964) в 1912 г. основал одно из первых в России абстрактных течений —лучизм. Он считал, что изображать надо не сами предметы, а идущие от них энергетические потоки, представляемые в виде лучей.
Изучение проблем оптического восприятия натолкнуло французского живописца Робера Делоне (1885—1941) в начале ХХ в. на идею образования характерных кругообразных поверхностей и плоскостей, которые, создавая разноцветную бурю, динамично овладевали пространством картины. Абстрактный цветовой ритм возбуждал эмоции зрителей. Взаимопроникновение основных цветов спектра и пересечение криволинейных поверхностей в работах Делоне создают динамику и истинно музыкальное развитие ритма. Одним из первых его произведений стал цветной диск, по форме напоминающий мишень, но цветовые переходы составляющих его соседних элементов имеют дополнительные цвета, что придает диску необычайную энергию.
Русский художник Павел Николаевич Филонов (1882—1941) выполнил в 20-е гг. ХХ в. графическую композицию — одну из «формул Вселенной». В ней он предугадал движение субатомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания.
Билет №25
- Экзаменационные билеты по мхк - 9 класс 2011-2012 г.
- 1) Единство мировой культуры.
- 2) Низменное в искусстве.
- 1) Наука и искусство.
- 2) Понятие о видах искусства.
- 1) Художественный образ в искусстве.
- 2) Знание научное, знание художественное.
- 1) Художник и окружающий мир.
- 2) Жанр портрета.
- 1) Возвышенное в искусстве.
- 2) Жанр пейзажа.
- 1) Трагическое в искусстве.
- 2) Знаки и символы в искусстве.
- 2) Архитектура как вид искусства.
- Изба – традиционный дом русского человека
- 1) Литература как искусство слова.
- 2) Храмовый синтез искусств.
- 1) Художественный образ в литературе
- 2) Синтез искусств в театре, кино, на телевидении
- 1) Дар предвосхищения.
- 2) Музыка как вид искусства.
- 1) Предсказания в искусстве.
- 2) Эстетическое формирование искусством окружающей среды.
- 1) Язык изобразительного искусства.
- 2) Специфика изображений в полиграфии.
- 1) Художественные средства живописи.
- 2) Развитие дизайна.
- 1) Жанры живописи.
- 2) Декоративно – прикладное искусство.
- 1) Искусство фотографии.
- 1) Скульптура как вид искусства.
- 1) Литературные жанры.
- 2) Жанр натюрморта.
- 1) Народные промыслы России.
- 2) Понятие прекрасного.
- 1) Танец как вид искусства.
- 2) Понятие безобразного.
- 1) Художественный образ в музыке.
- 2) Архитектура исторических городов.
- 1) Понятие о музыкальных жанрах.
- 2) Художник и ученый.
- 1) Виды музыкальных инструментов
- 2) Искусство иллюстрации