logo
БИЛЕТЫ

2) Художник и ученый.

Многие выдающиеся ученые цени­ли искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литера­турным творчеством они не соверши­ли бы своих открытий в науке. Воз­можно, именно эмоциональный подъ­ем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к твор­ческому прорыву в науке.

Для того чтобы открыть как для на­уки так и для искусства законы про­порции золотого сечения, древнегре­ческие ученые должны были в душе быть художниками. И это действитель­но так. Интересовали же Пифагора му­зыкальные пропорции и соотношения. Более того, музыка являлась основа­нием всего пифагорейского учения о числе. Известно, что А. Эйнштейну, в ХХ в. перевернувшему многие устояв­шиеся научные представления, в его творчестве помогала музыка. Игра на скрипке доставляла ему столько же удовольствия, сколько работа.

Многие открытия ученых оказали неоценимую услугу искусству.

Французский физик XIX в. Пьер Кюри провел исследования по сим­метрии кристаллов. Он обнаружил интересную и важную для науки и испорождает развитие предмета, в то время как полная симметрия стабилизирует его вид и со­стояние. Это явление было названодиссимметрией (не симметрия). Закон Кюри гласит: диссимметрия творит явление.

В середине ХХ в. в науке появилось еще и по­нятие «антисимметрия», т. е. против (противопо­ложно) симметрии. Если общепризнанное понятие «асимметрия» как для науки, так и для искусства означает «не совсем точная симметрия», то анти­симметрия — некоторое свойство и его отрицание, т. е. противопоставление. В жизни и в искусстве — это извечные противоположности: добро — зло, жизнь — смерть, лево — право, верх — низ и т. д.

«Забыли, что наукаразвивалась изпоэзии: не при­нимали во внимание соображение, что в ходе времен обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени». И.-В. Гете

Сегодня это пророчество сбывается. Синтез научных и художественных знаний приводит к появлению новых наук (синергетика, фракталь­ная геометрия и др.), формирует новый худо­жественный язык искусства.

Голландский художник и геометрМауриц Эшер (1898—1972) на основе антисимметрии строил свои декоративные работы. Он, так же, как Бах в музыке, был очень сильным матема­тиком в графике. Изображение города в гравю­ре «День и ночь» зеркально симметрично, но в левой его части день, в правой — ночь. Обра­зы белых птиц, улетающих в ночь, формируют силуэты черных птиц, устремившихся в день. Особенно интересно наблюдать, как из непра­вильных асимметричных форм фона постепен­но проявляются фигуры.

Под влиянием открытий радиоак­тивности и ультрафиолетовых лучей в науке русский художникМихаил Федо­рович Ларионов (1881 — 1964) в 1912 г. основал одно из первых в России абс­трактных течений —лучизм. Он счи­тал, что изображать надо не сами пред­меты, а идущие от них энергетические потоки, представляемые в виде лучей.

Изучение проблем оптического вос­приятия натолкнуло французского жи­вописца Робера Делоне (1885—1941) в начале ХХ в. на идею образования характерных кругообразных поверх­ностей и плоскостей, которые, созда­вая разноцветную бурю, динамично овладевали пространством картины. Абстрактный цветовой ритм возбуж­дал эмоции зрителей. Взаимопроник­новение основных цветов спектра и пересечение криволинейных поверх­ностей в работах Делоне создают динамику и истинно музыкальное раз­витие ритма. Одним из первых его произведений стал цветной диск, по форме напоминающий мишень, но цветовые переходы составляющих его соседних элементов имеют дополни­тельные цвета, что придает диску не­обычайную энергию.

Русский художник Павел Николае­вич Филонов (1882—1941) выполнил в 20-е гг. ХХ в. графическую компози­цию — одну из «формул Вселенной». В ней он предугадал движение суб­атомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания.

 

Билет №25