logo
БИЛЕТЫ

2) Специфика изображений в полиграфии.

Одними из самых распространен­ных и популярных видов искусства в окружающей нас повседневной жиз­ни являются искусства, связанные с полиграфической промышленностью - книжная и журнальная графика, пла­каты, афиши, рекламные листовки и проспекты, промышленная графика.

Книга — синтетическое произведе­ние, над ней работают люди разных творческих профессий: писатели, ре­дакторы, дизайнеры, художники.

Книжная графика включает в себя конструирование книги, выбор ком­понентов ее оформления, изготовле­ние макета, иллюстраций.

Специфика оформления книги за­висит от типа издания: детская книга, художественная литература, учебник, книга по искусству и т. д. Так, детские и подарочные книги обычно имеют большой формат, печатаются на плот­ной бумаге, содержат много цветных иллюстраций, тщательно и нарядно декорированы. В художественной ли­тературе главное — содержание, поэ­тому ее оформление обычно скромнее. Иллюстрации, как правило, черно-бе­лые, но их образность направлена на выявление характеров, настроений и намерений персонажей.

Иллюстрации, зримо представляю­щие образы героев и происходящие события, усиливают воздействие ли­тературного содержания на читателя. Зрительные образы помогают читате­лю в осознании замысла автора.

Создание иллюстраций к художест­венному произведению — дело слож­ное и деликатное. Художнику-иллюст­ратору недостаточно владеть матери­алом, техникой и художественными приемами, недостаточно знать эпоху и ее материальную культуру, необхо­дима особая интуиция, умение по­чувствовать подтекст произведения в духовном единении с автором. Толь­ко в этом случае возникает феномен слияния изобразительного и литера­турного образа. Неразрывная его це­лостность и остается в сознании чи­тателя.

Художник ищет присущий каждо­му из авторов стиль и соответственно этому выбирает графическую манеру. Так, М. Врубель создал образ Демона, близкий по духу трагической и мя­тежной поэзии М. Лермонтова.

В иллюстрациях А. Бенуа к произ­ведениям А. Пушкина объединились большая эрудиция и безупречный вкус. Рисунки Бенуа к «Пиковой даме», «Медному всаднику», «Капитанской дочке» — явление высокой художест­венной культуры. Выдающий иллюстратор, блиста­тельный мастер гравюры В. Фавор­ский создал много серий иллюстра­ций к классическим и современным произведениям литературы. И ни одна из них по своей пластике не повторяет другую. Его интересовал не столько сюжет, сколько характер и стиль иллюстрируемой книги, ее особое, присущее только ей миро­ощущение. Через пластическое ос­мысление содержания текста книги, стиля конкретного писателя он пе­редавал общечеловеческую значи­мость содержания. «Его иллюстра­ции не графический подстрочник текста. Это сотворчество... Он умел читать!» — сказал о Фаворском ху­дожник и искусствовед Д. Бисти.

Есть такие литературные произведе­ния, которые иллюстрировались мно­жество раз различными талантливыми художниками. И всякий раз каждый из них создавал образ персонажа.

В XX в. жанр иллюстрации пред­ставлен не только в книжной графи­ке. Уникальным явлением в истории русской музыкальной культуры стало создание иллюстраций к литератур­ным произведениям в музыке. Это «Музыкальные иллюстрации к повес­ти А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова.

Журнальная графика в послед­нее время приобрела особую попу­лярность. Яркие, блестящие обложки глянцевых журналов приглашают за­глянуть внутрь и познакомиться с са­мыми разнообразными сферами жиз­ни и деятельности современного чело­века. В оформлении журнала, которое не менее важно, чем его содержание, принимают участие дизайнеры и фо­тографы. Современный дизайнер дол­жен хорошо владеть компьютерными графическими программами, потому что макет и верстка журнала выпол­няются на компьютере.

Билет №14