2) Знаки и символы в искусстве.
С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом. Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы — SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п. Символ — это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа.
Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.
Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы — зерно-интонацию, из которой вырастает вся Симфония №5 Л. Бетховена. (Так судьба стучится в дверь) И таких примеров в музыкальном искусстве множество. Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны. В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб — символы таинства причащения; цветы лилии или ириса — символ Богоматери. Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный — цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый — цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.
Для художника не существует «безгласных вещей», для него все — «выразительное и говорящее бытие» (М. Бахтин).
Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (1881—1973). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.
Билет №7 1) Комическое в искусстве.
Каждый человек знает, что трагическое — это горе и страдание, а комическое — веселье и смех. Но в жизни горе и радость, слезы и смех соседствуют, идут рука об руку. Казалось бы, что может быть трагичнее и суровее войны? Но жить даже в это время без веселья и шутки люди не могли. Не только в особых обстоятельствах уживаются смех и слезы. В обычной жизни человек, кажущийся смешным, может страдать и мыслить, быть несчастным. Трагедия жизни поэта Сирано де Бержерака, блестящего, остроумного, храброго человека, произошла из-за того, что у него был непомерно большой нос. За смешной и нелепой его внешностью не всегда и не все могли разглядеть подлинную сущность Сирано. Он подвергался насмешкам, сам остроумнее других высмеивал свой недостаток, но глубоко страдал. Трагическое и комическое в жизни существуют не в чистом виде, а превращаясь одно в другое, сочетаясь между собой, и контраст, который возникает между ними, еще более усиливает грани того и другого. Чередуя трагическое и комическое в искусстве, учитывают, как воспримет его человек. Как бы сильно ни страдал человек, он остается человеком. Он не может без конца страдать. Горе и боль притупляются. То же происходит и в искусстве. Люди, воспринимающие его, не могут в течение нескольких часов с одинаковым напряжением смотреть и переживать трагедию. И чтобы добиться необходимого накала чувств, им как бы дают передышку, которая подготовит их к трагедии и сделает ее восприятие более сильным. Связь трагического и комического не случайна. Она возникает из-за сложностей самой жизни, где переплетены смех и слезы. Но каждая из этих категорий имеет свои особенности. Трагическое — это горе, страдание, гибель, ужасное в жизни человека, а комическое — это веселье, радость и смех. А веселье, радость и смех любят все. Все помнят и смотрели фильмы с участием трех комедийных актеров: Ю. Никулина, Г. Вицина и Е. Моргунова. Каждый из них создал определенный тип: нагловато-простодушного Балбеса играет Ю. Никулин, жеманного меланхоличного Труса — Г. Вицин и самодовольного тупицу Бывалого Е. Моргунов. Важным условием приобретения лексическими единицами комической окраски является комическая среда, неожиданная связь слова в тексте с другими словами и выражениями. Комическая природа метафор, эпитетов, сравнений, та легкость, с которой они превращаются в средства комического, открывает широкие возможности перед мастерами сатиры.
Коми́ческое (лат. comoedia) — философская категория, обозначающая культурно оформленное, социально и эстетически значимое смешное. В эстетике комическое считается противоположным трагического.
Комическими называют такие жизненные явления, в которых содержится несоответствие общепринятой норме, алогизм. Постоянным источником комического в жизни является необоснованная претензия: «...истинная область комического — человек, человеческое общество, человеческая жизнь, потому что в человеке только развивается стремление быть не тем, чем он может быть, развиваются неуместные, безуспешные, нелепые претензии. Все, что выходит в человеке и в человеческой жизни неудачно, неуместно, становится комическим, если не бывает страшным или пагубным» Наша реакция на комическое — смех.
Жанры: комедия, водевиль, фарс, эпиграмма, пародия и т. п. Градации смеха различны: юмор, ирония, сарказм, гротеск.
Юмор — способность распознавать в жизни и воспроизводить в искусстве комические черты, стороны и явления. Юмор — особый вид комического, который проявляется в частных недостатках жизненных явлений, отдельных смешных чертах характера, внешнего облика и поведения людей.
Ирония — особый вид идейно-эстетической оценки явлений действительности, для которой характерна скрытая (замаскированная внешней серьезностью) насмешка. Ирония в искусстве — художественный прием, используемый автором для тонкого осмеяния и осуждения человеческих пороков.
Сарказм - один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого.
Гротеск (фр.— причудливый; комичный) — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Присущ художественному мышлению (произведения Ф. Рабле, Э. Т. А. Гофмана, Н. В. Гоголя, М. Твена, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, М. Е. Салтыкова-Щедрина).
Билет №7
- Экзаменационные билеты по мхк - 9 класс 2011-2012 г.
- 1) Единство мировой культуры.
- 2) Низменное в искусстве.
- 1) Наука и искусство.
- 2) Понятие о видах искусства.
- 1) Художественный образ в искусстве.
- 2) Знание научное, знание художественное.
- 1) Художник и окружающий мир.
- 2) Жанр портрета.
- 1) Возвышенное в искусстве.
- 2) Жанр пейзажа.
- 1) Трагическое в искусстве.
- 2) Знаки и символы в искусстве.
- 2) Архитектура как вид искусства.
- Изба – традиционный дом русского человека
- 1) Литература как искусство слова.
- 2) Храмовый синтез искусств.
- 1) Художественный образ в литературе
- 2) Синтез искусств в театре, кино, на телевидении
- 1) Дар предвосхищения.
- 2) Музыка как вид искусства.
- 1) Предсказания в искусстве.
- 2) Эстетическое формирование искусством окружающей среды.
- 1) Язык изобразительного искусства.
- 2) Специфика изображений в полиграфии.
- 1) Художественные средства живописи.
- 2) Развитие дизайна.
- 1) Жанры живописи.
- 2) Декоративно – прикладное искусство.
- 1) Искусство фотографии.
- 1) Скульптура как вид искусства.
- 1) Литературные жанры.
- 2) Жанр натюрморта.
- 1) Народные промыслы России.
- 2) Понятие прекрасного.
- 1) Танец как вид искусства.
- 2) Понятие безобразного.
- 1) Художественный образ в музыке.
- 2) Архитектура исторических городов.
- 1) Понятие о музыкальных жанрах.
- 2) Художник и ученый.
- 1) Виды музыкальных инструментов
- 2) Искусство иллюстрации