logo
БИЛЕТЫ

2) Знаки и символы в искусстве.

С  первобытных  времен  различные виды  изображений  (скульптурные, живописные,  графические)  являлись знаковыми  и  символическими  кодами,  которые  использовались  древними  людьми  для  осуществления  обрядов, сохранения и передачи информации.  Любой  значительный  звук,  жест, вещь,  событие  может  быть  либо  знаком,  либо  символом. Знаки  —  это  общепринятые  условные  обозначения предметов,  явлений,  действий.  Примерами  знаков  могут  служить  дорожные  знаки или  условные  обозначения на  географических  картах, звуковые  сигналы  —  SOS  или сирена  скорой  помощи,  самые  разные  жесты  и  т. п. Символ  —  это  предмет,  действие  и  т. п.,  раскрывающий какой-либо  образ,  понятие, идею.  Символ  воплощает  общие  для  людей  переживания, идеи.  Символ  —  это  синтез знака  и  образа.

Искусство говорит с людьми на языке  символов. Символ  в искусстве  является  художественным  образом,  воплощающем  какую-либо  идею.  Символ, как  загадка,  многозначен,  его  смыслы можно  раскрывать  до  бесконечности в  отличие  от  знака,  который  всеми понимается  одинаково.  Глубина  понимания  символа  зависит  от  способности  человека  к  интерпретации,  от  его эрудиции  и  интуиции.

Музыкальным  знаком,  который становится  символом,  можно  назвать мотив  судьбы  —  зерно-интонацию, из  которой  вырастает  вся  Симфония №5  Л. Бетховена. (Так судьба стучится в дверь) И  таких  примеров в  музыкальном  искусстве  множество. Музыкальными  символами,  олицетворяющими  собой  единство  народа,  его культуру,  гордость  за  свою  страну,  являются  государственные  гимны. В  истории  были  эпохи,  когда  люди особенно  часто  обращались  к  символам  в  искусстве.  Примером  может служить  средневековое  христианское искусство.  В  Средние  века  особый  интерес представляла  устремленность человека  к  Богу. Поэтому  вещи,  окружавшие  человека,  интересовали  художника  лишь  в  той  степени,  в  которой  они были  связаны  со  смыслом Священного Писания.  На  многих  средневековых картинах  изображаются  чаша,  виноград  (вино)  и  хлеб  —  символы  таинства  причащения;  цветы  лилии  или   ириса —  символ  Богоматери. Выбор  колорита,  цвета  также  символичен:  красно-коричневый  являлся символом  всего  земного  (глина,  земля);  красный  —  цвет  пролитой  жертвенной  крови,  огонь  веры;  голубой или  синий  символизировал  все небесное,  святое;  а  зеленый  —  цвет  надежды,  цвет  жизни,  символ  утешения,  возрождения к  новой  жизни.

Для  художника  не  существует  «безгласных  вещей»,  для него  все —  «выразительное  и  говорящее  бытие»  (М. Бахтин).

Использовал  символику  в  своих  произведениях  и  Пабло Пикассо  (1881—1973).  Персонажами  его  натюрмортов  часто  были  музыкальные  инструменты.  Возможно,  это  связано с  изысканностью  их  форм,  а  может  быть,  со  стремлением синтезировать  живопись  и  музыку.

Билет №7 1) Комическое в искусстве.

Каждый человек знает, что трагическое — это горе и страдание, а комическое — веселье и смех. Но в жизни горе и радость, слезы и смех соседствуют, идут рука об руку. Казалось бы, что может быть трагичнее и суровее войны? Но жить даже в это время без веселья и шутки люди не могли. Не только в особых обстоятельствах уживаются смех и слезы. В обычной жизни человек, кажущийся смешным, может страдать и мыслить, быть несчастным. Трагедия жизни поэта Сирано де Бержерака, блестящего, остроумного, храброго человека, произошла из-за того, что у него был непомерно большой нос. За смешной и нелепой его внешностью не всегда и не все могли разглядеть подлинную сущность Сирано. Он подвергался насмешкам, сам остроумнее других высмеивал свой недостаток, но глубоко страдал. Трагическое и комическое в жизни существуют не в чистом виде, а превращаясь одно в другое, сочетаясь между собой, и контраст, который возникает между ними, еще более усиливает грани того и другого. Чередуя трагическое и комическое в искусстве, учитывают, как воспримет его человек. Как бы сильно ни страдал человек, он остается человеком. Он не может без конца страдать. Горе и боль притупляются. То же происходит и в искусстве. Люди, воспринимающие его, не могут в течение нескольких часов с одинаковым напряжением смотреть и переживать трагедию. И чтобы добиться необходимого накала чувств, им как бы дают передышку, которая подготовит их к трагедии и сделает ее восприятие более сильным. Связь трагического и комического не случайна. Она возникает из-за сложностей самой жизни, где переплетены смех и слезы. Но каждая из этих категорий имеет свои особенности. Трагическое — это горе, страдание, гибель, ужасное в жизни человека, а комическое — это веселье, радость и смех. А веселье, радость и смех любят все. Все помнят и смотрели фильмы с участием трех комедийных актеров: Ю. Никулина, Г. Вицина и Е. Моргунова. Каждый из них создал определенный тип: нагловато-простодушного Балбеса играет Ю. Никулин, жеманного меланхоличного Труса — Г. Вицин и самодовольного тупицу Бывалого Е. Моргунов. Важным условием приобретения лексическими единицами комической окраски является комическая среда, неожиданная связь слова в тексте с другими словами и выражениями. Комическая природа метафор, эпитетов, сравнений, та легкость, с которой они превращаются в средства комического, открывает широкие возможности перед мастерами сатиры.

Коми́ческое (лат. comoedia) — философская категория, обозначающая культурно оформленное, социально и эстетически значимое смешное. В эстетике комическое считается противоположным трагического.

Комическими называют такие жизненные явления, в которых содержится несоответствие общепринятой норме, алогизм. Постоянным источником комического в жизни является необоснованная претензия: «...истинная область комического — человек, человеческое общество, человеческая жизнь, потому что в человеке только развивается стремление быть не тем, чем он может быть, развиваются неуместные, безуспешные, нелепые претензии. Все, что выходит в человеке и в человеческой жизни неудачно, неуместно, становится комическим, если не бывает страшным или пагубным» Наша реакция на комическое — смех.

Жанры: комедия, водевиль, фарс, эпиграмма, пародия и т. п. Градации смеха различны: юмор, ирония, сарказм, гротеск.

Юмор — способность распознавать в жизни и воспроизводить в искусстве комические черты, стороны и явления. Юмор — особый вид комического, который проявляется в частных недостатках жизненных явлений, отдельных смешных чертах характера, внешнего облика и поведения людей.

Ирония — особый вид идейно-эстетической оценки явлений действительности, для которой характерна скрытая (замаскированная внешней серьезностью) насмешка. Ирония в искусстве — художественный прием, используемый автором для тонкого осмеяния и осуждения человеческих пороков.

Сарказм - один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого.

Гротеск (фр.— причудливый; комичный) — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Присущ художественному мышлению (произведения Ф. Рабле, Э. Т. А. Гофмана, Н. В. Гоголя, М. Твена, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, М. Е. Салтыкова-Щедрина).

Билет №7