2) Декоративно – прикладное искусство.
Декоративно-прикладное искусство— сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Декоративно- прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.
Произведения декоративно-прикладного искусства обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала XXв. — с художественным конструированием и дизайном.
Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о ее практическом назначении, но и о красоте. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавал он истинные произведения искусства, передававшие поэтическое представление мастера об окружающем мире.
В народном искусстве всегда находила свое отражение родная природа. Знакомые каждому с детства цветы и травы, изображения зверей и птиц, солнца и неба, земли и воды, преображенные фантазией художника, пре вращались в изделии в яркий, вырази тельный орнамент.
Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.
Язык декоративно-прикладного искусства отличается стилизацией или, напротив, необычайной точностью форм; выявлением и обыгрыванием фактуры и пластических свойств материала; использованием орнаментов, включающих как мотивы традиционных изображений, так и авангардные формы. Композиционное построение декора в предметах декоративно-прикладного искусства всегда основано на гармонии частей и целого.
Современные изделия декоративно- прикладного искусства созданы с учетом народных традиций и моды сегодняшнего дня. До сих пор самыми популярными предметами этого искусства, овеянными дымкой старинных традиций, являются изделия из стали, ковры, сделанные вручную и украшенные традиционным орнаментом, — в восточных странах; керамика, предметы из морских раковин — в южных; изделия из янтаря — в прибалтийском регионе; ритуальные маски — в Африке; фарфор, перегородчатая эмаль, ткани, расписанные цветами, фруктами, фантастическими животными, — в Китае и Японии и т. д.
Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, краеведческих и этнографических музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Каждая выставка народного искусства — это всегда открытие мира красоты и мудрости. Изделия, сработанные старыми и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у некоторых появляется желание следовать примеру народных мастеров.
Каждому, кто соприкасается с произведениями декоративно-прикладного искусства, важно не оставаться праздными зрителями, а стремиться быть исследователями, всякий раз пытаясь понять, какими художественными и техническими приемами мастер смог достичь совершенства. Многое из того, что каждый из вас попытается любовно сделать своими руками, будет доставлять окружающим людям.
Билет №16 1) Искусство графики.
Одними из самых распространенных и популярных видов искусства в окружающей нас повседневной жизни являются искусства, связанные с полиграфической промышленностью-. книжная и журнальная графика, плакаты, афиши, рекламные листовки и проспекты, промышленная графика.
Книга — синтетическое произведение, над ней работают люди разных творческих профессий: писатели, редакторы, дизайнеры, художники.
Книжная графика включает в себя конструирование книги, выбор компонентов ее оформления, изготовление макета, иллюстраций.
Специфика оформления книги зависит от типа издания: детская книга, художественная литература, учебник, книга по искусству и т. д. Так, детские и подарочные книги обычно имеют большой формат, печатаются на плотной бумаге, содержат много цветных иллюстраций, тщательно и нарядно декорированы. В художественной литературе главное — содержание, поэтому ее оформление обычно скромнее. Иллюстрации, как правило, черно-белые, но их образность направлена на выявление характеров, настроений и намерений персонажей.
Иллюстрации, зримо представляющие образы героев и происходящие события, усиливают воздействие литературного содержания на читателя. Зрительные образы помогают читателю в осознании замысла автора.
Создание иллюстраций к художественному произведению — дело сложное и деликатное. Художнику-иллюстратору недостаточно владеть материалом, техникой и художественными приемами, недостаточно знать эпоху и ее материальную культуру, необходима особая интуиция, умение почувствовать подтекст произведения в духовном единении с автором. Только в этом случае возникает феномен слияния изобразительного и литературного образа. Неразрывная его целостность и остается в сознании читателя.
Художник ищет присущий каждому из авторов стиль и соответственно этому выбирает графическую манеру. Так, М. Врубель создал образ Демона, близкий по духу трагической и мятежной поэзии М. Лермонтова.
Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой. . .
В иллюстрациях А. Бенуа к произведениям А. Пушкина объединились большая эрудиция и безупречный вкус. Рисунки Бенуа к «Пиковой даме», «Медному всаднику», «Капитанской дочке» — явление высокой художественной культуры. Выдающий иллюстратор, блистательный мастер гравюрыВ. Фаворский создал много серий иллюстраций к классическим и современным произведениям литературы. И ни одна из них по своей пластике не повторяет другую. Его интересовал не столько сюжет, сколько характер и стиль иллюстрируемой книги, ее особое, присущее только ей мироощущение. Через пластическое осмысление содержания текста книги, стиля конкретного писателя он передавал общечеловеческую значимость содержания. «Его иллюстрации не графический подстрочник текста. Это сотворчество... Он умелчитать!» — сказал о Фаворском художник и искусствовед Д. Бисти.
Есть такие литературные произведения, которые иллюстрировались множество раз различными талантливыми художниками. И всякий раз каждый из них создавал образ персонажа.
В XX в. жанр иллюстрации представлен не только в книжной графике. Уникальным явлением в истории русской музыкальной культуры стало создание иллюстраций к литературным произведениям в музыке. Это и «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова, и Симфонические гравюры «Дон Кихот» К. Караева к одноименному роману М. Сервантеса….
… Журнальная графикав последнее время приобрела особую популярность. Яркие, блестящие обложки глянцевых журналов приглашают заглянуть внутрь и познакомиться с самыми разнообразными сферами жизни и деятельности современного человека. В оформлении журнала, которое не менее важно, чем его содержание, принимают участие дизайнеры и фотографы. Современный дизайнер должен хорошо владеть компьютерными графическими программами, потому что макет и верстка журнала выполняются на компьютере.
Билет №16 2) Музыка в быту.
У каждого наверняка есть своя фонотека — коллекция любимых музыкальных произведений, к которым можно обратиться и в минуты радости и веселья, и в минуты раздумий, переживаний, размышлений о жизни. Поэтому всегда рядом существует музыка серьезная и музыка легкая.
Музыка серьезная— это та музыка, которая прошла испытание временем и не подвластна ни изменчивым вкусам, ни влияниям моды. К серьезной музыке относится большое число классических произведений. Напомним, что термин «классический» значит «образцовый». Познание этой музыки требует от слушателей и исполнителей большого напряжения душевных сил. Не случайно венгерский композитор XIX в. Ференц Лист сказал: «Есть музыка, которая к нам идет, и — другая, которая требует, чтобы мы к ней шли».
Содержание легкой музыки изменчиво и во многом зависит от моды: сегодня вы увлекаетесь одними произведениями и их исполнителями, завтра — другими.
Самым популярным и демократичным жанром музыкального искусства является песня. Песня — душа народа. В ней как в зеркале отражаются мысли и чувства людей.
Неизвестные сочинители создавали песни, которые передавались из поколения в поколение, из уст в уста и сопровождали человека во все периоды его жизни. Младенцу пели колыбельные; трудовые песни облегчали процессы работы; обрядовые (хороводы, заклички, колядки, плачи, духовные песнопения, молитвы) служили основой для многочисленных ритуальных действий — прославления таинственных сил природы, прощания с ушедшим из жизни человеком, поклонения божеству и молитвенному созерцанию; лирические песни раскрывали внутренний мир поющих; солдатские — укрепляли волю и дух воинов-защитников. В дни праздников наши предки, как и мы сегодня, не обходились без танцев, которые сопровождались игрой на многочисленных народных инструментах. До наших дней дошли известные плясовые наигрыши: «Калинка», «Барыня», «Камаринская» и др.
Пение и танцы сопровождали самые разные музыкальные инструменты. Они составляли часть целого направления музыкальной культуры прошлого — искусства скоморохов. Скоморохи подвергались гонениям со стороны церкви. Их инструменты сжигались на кострах. Но несмотря на это многие старинные инструменты дошли до нашего времени и стали основой оркестра народных инструментов и современного симфонического оркестра.
Танцевальная музыка прошла долгий путь развития — от старинных танцев (сарабанда, жига, гавот, менуэт, полонез и др.) до современных (кадриль, фокстрот, вальс, танго, твист, рок-н-рол, брейк-данс и др.).
Марш — шествие, движение вперед — организует одновременное, синхронное движение большого количества людей. Обычно маршевая музыка отличается размеренным темпом, соотнесенным с шагом, поступью человека, четкими ритмами, яркими запоминающимися призывными интонациями.
Одной из самых древних разновидностей маршевой музыки являются военные марши. Они звучали в Древнем Египте, Китае, Индии, Древней Греции, Древнем Риме, сопровождая и сами боевые действия, и различные торжественные церемонии, на которых чествовали победителей.
Военные марши исполняются при обучении войск, проведении парадов, строевых смотров и других воинских ритуалов Традиции русской военной музыки восходят к эпохе Киевской Руси (IX- XII вв.). Но значительное свое развитие она приобретает в начале XVIII в., когда в России создается регулярная армия и в ее полки вводятся военные оркестры. По мнению великого русского полководца А. Суворова, развернутые знамена и громкая музыка удваивают, утраивают армию.
В эпоху царствования Петра I, прославившегося ратными подвигами, наряду с кантами (многоголосными хоровыми песнями), звучала и инструментальная маршевая музыка, исполняемая военными оркестрами, прикомандированными к войскам.
Во время Великой Отечественной войны (1941 — 1945) музы не молчали. Музыка обеспечивала укрепление и рост патриотических чувств не только армии, но и всего русского народа.
Поскольку песенная, танцевальная и маршевая музыка является частью окружающей нас жизни, то она будет всегда присутствовать там, где речь идет о человеке — поющем, танцующем, шествующем. Жанры песни, танца и марша находят свое яркое воплощение в сценической музыке (оперы, балеты, мюзиклы, драматические спектакли, музыка к кинофильмам), а также в камерной и симфонической музыке, становясь частью сонаты, сюиты, симфонии.
Билет №17
- Экзаменационные билеты по мхк - 9 класс 2011-2012 г.
- 1) Единство мировой культуры.
- 2) Низменное в искусстве.
- 1) Наука и искусство.
- 2) Понятие о видах искусства.
- 1) Художественный образ в искусстве.
- 2) Знание научное, знание художественное.
- 1) Художник и окружающий мир.
- 2) Жанр портрета.
- 1) Возвышенное в искусстве.
- 2) Жанр пейзажа.
- 1) Трагическое в искусстве.
- 2) Знаки и символы в искусстве.
- 2) Архитектура как вид искусства.
- Изба – традиционный дом русского человека
- 1) Литература как искусство слова.
- 2) Храмовый синтез искусств.
- 1) Художественный образ в литературе
- 2) Синтез искусств в театре, кино, на телевидении
- 1) Дар предвосхищения.
- 2) Музыка как вид искусства.
- 1) Предсказания в искусстве.
- 2) Эстетическое формирование искусством окружающей среды.
- 1) Язык изобразительного искусства.
- 2) Специфика изображений в полиграфии.
- 1) Художественные средства живописи.
- 2) Развитие дизайна.
- 1) Жанры живописи.
- 2) Декоративно – прикладное искусство.
- 1) Искусство фотографии.
- 1) Скульптура как вид искусства.
- 1) Литературные жанры.
- 2) Жанр натюрморта.
- 1) Народные промыслы России.
- 2) Понятие прекрасного.
- 1) Танец как вид искусства.
- 2) Понятие безобразного.
- 1) Художественный образ в музыке.
- 2) Архитектура исторических городов.
- 1) Понятие о музыкальных жанрах.
- 2) Художник и ученый.
- 1) Виды музыкальных инструментов
- 2) Искусство иллюстрации