logo
БИЛЕТЫ

2) Храмовый синтез искусств.

Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной де­ятельности. С древних времен извес­тен синтез архитектуры, декоративно - прикладных и монументальных ис­кусств, скульптуры и живописи.

Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладает удивительным сходством. Оно находит свое воплощение в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах. В архитектуре, оформле­нии храмов, музыкальном сопро­вождении богослужения отразились представления человека о мире, ми­роощущение эпохи и народа, их со­здавших.

Храмы — это культовые построй­ки, которые воплощают образ миро­устройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности.

В православном храме для моля­щихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное про­странство. Алтарная часть — для бо­жественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одно­голосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представлен­ным на иконах, в мозаиках, фресках. В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизи­рующие могущество и единение свет­ского и церковного начал, как основы государственности России.

Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витра­жами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинствен­ный свет символизирует свет христианского познания. Архитектура, скульптура, живопись, таинство действа в пра­вославном храме соотносятся с хоро­вым пением без сопровождения (акапелла). В католическом — не только с пением, но и со звучанием органа.

Мусульманский храм (мечеть) сво­им великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) — его проро­ка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства — открытый двор и за­тененный молитвенный зал. На стенах ме­чети размещаются декоративно офор­мленные изречения из Корана. В религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество по­лучили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому ху­дожественный стиль ислама — деко­ративный, орнаментальный.

Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художес­твенного выражения исламского ми­роощущения. Именно орнамент стро­ится на ритмическом повторении ос­новных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из на­дежных способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.

Древний буддийский храм, соору­женный из мощных обтесанных кам­ней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скуль­птурного декора, охватывающего поч­ти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода. В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные коло­кольчики. Они раскачиваются при ма­лейшем порыве ветра, наполняя окру­жающее пространство нежным мело­дичным звоном. Одновременно коло­кольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в церковных обрядах. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.

Билет №9