Влияние фотографии на художественную жизнь Англии. Прерафаэлизм и фотография.
Родина любительской фотографии. Возникновение общества Прерафаэлитов (1848). Союз художников Уильяма Холмэна Ханта и Данте Габриэля Россетти (1828-1882).
Две тенденции, наметившиеся в 1848 году - "прозаическая" - стремление к правдивому изображению природы и "поэтическая" - изображение темы - претерпели странную трансформацию к концу 50-х годов. Предпочтение фотографическим возможностям в работах художников прерафаэлитов.
Высказывание Джорджа Дурхема, относящееся к прекрасному рассвету прерафаэлитизма в 1848 г. и рождению фотографии: "Старый мир совершенно изжил себя с его скучными матерями, называемыми Мадоннами, с детьми. ... Это был мир ослабевший и истощившийся... Как вдруг с далекого Запада пробился слабый свет и новый мир начал медленно раздвигать наши горизонты - новое небо, новая земля, новые цветы, рай по сравнению со старой землей..." (1857).
Вопрос: О чем писала художественный критик Леди Пейтлейк о фотографии или о прерафаэлизме? - "Маленькие обобщенные этюды в стиле Рембрандта сменяются портретами с очень четко разработанными деталями. Небольшие участки ландшафта, смазанные в неопределенные по форме, теряющиеся на бесцветном и смутном фоне, могущие быть чем-то или ничем, замещаются большими картинами с детально разработанным передним планом правильной перспективой и удивительно четким и ясным небом".
Сходство между фотографией и живописью. Связь между прерафаэлитами и фотографами. Расширение круга художественных тем с возникновением прерафаэлитизма и появления мокроколлодионного процесса. Общее стремление прерафаэлитов к независимости от академических традиций и возможности фотографии фиксировать нестатичные предметы приводят к выбору натуры, тем и сюжетов.
Художественная фотография.
Данте Габриэль Россетти (1828-1882), художник. Открыл фотографию после посещения выставки (1853). Использовал фотографии, в качестве ландшафтного фона или посмертного портрета. Фотографировал свои картины, однажды даже расписал красками фотографию.
Создание серии фотографий Джейн Моррис, сделанных в доме Россетти в Челси в июле 1865 года. Фотограф неизвестен, но каждая фотография несет на себе отпечаток художественного вдохновения Данте Габриэля, который сам усаживал модель (поза модели, положение рук, наклон головы, складки драпировки и т.п.). Эти фотографии являются вероятно наиболее ярким свидетельством тех особенных взаимоотношений между художником и идеальной женщиной, которые были характерны для викторианской эпохи.
Образ женщины, создаваемый художниками и фотографами. Журналистка миссис Хоупт писала о них так: "...женщины без кринолинов, с развевающимися волосами... необычные, как горячечный сон, в котором медленно движутся великолепные и фантастические образы".
Пич Робинсон (1830-1901) один из самых известных представителей искусства художественной фотографии. Эстетические принципы основаны на академическом образовании. Хотел, чтобы фотографии "были бы также прекрасны, ... как живопись времен Рафаэля". Первая работа в технике монтажа - "Угасание" - упражнение на тему болезненности (1858). Поклонник идей художника Рескина - воображение, являясь первостепенным элементом, должно основываться на наблюдениях.
Разрешение противоречия между возможностями камеры и его собственным стремлением создавать путем создания картин, в которых присутствовала значительность сюжета и средневековый антураж. В этом он предвосхитил работы Джулии Маргарет Камерон, последователей Россетти, Берн-Джонса и символистов.
Клементина Хоуорден аристократка, фотограф-любитель, Лондон. Пикантные портреты (большинство - портреты ее дочерей) выделяют ее вперед по сравнению с работами современников.
Искусство восхищения человеческой фигурой именно с той чувственностью, которая была присуща людям середины XIX века в портретах Хоуорден (отказ от кринолинов, определенных манер персонажей, чувственность несознательно подчеркнутая светом).
Роджер Фентон (1819-1869) основатель Фотографического Общества в 1853 году.
Международное признание - ранние серии фотографий с видами России, портреты королевской семьи и исторические фотографии, посвященные Крымской войне.
Фентон принял подходы прерафаэлитов к пейзажу, обращая особое внимание в нем на ритмичные структуры и двухмерность, разделяя интерес Холмана Ханта, Мэдокса Брауна и Дж.Ф.Льюиса к женщинам в экзотических нарядах, которых можно наблюдать в "Нубийских носильщицах воды" или "Египетских танцующих девушках". Роджер Фентон отошел от фотографии на пике своей славы в 1864 г.
Чарльэ Лютвидж Доджсон (Льюис Кэррол) (1832-1898) - выдающийся профессор математики Оксфордского Университета, автор бессмертной "Алисы в стране Чудес" и "Алисы в Зазеркалье", одаренный фотограф-любитель детских портретов с 1856 г.
Дружеские отношения (духовная близость) с представителями всех направлений движения прерафаэлитов - Холмана Ханта, Вулнера, Коллинза, Хьюза, Милле, Россетти и Рескина. Подобно Россетти Льюис Кэррол искал Идеал, который он был готов облечь в женские формы. Но в случае Кэррола Идеал имел формы ребенка. Это связывает его с Артуром Хьюзом, чьи женщины, хоть и не были детьми, демонстрировали детскую невинность и хрупкость.
Кэррол бросил фотографию в 1880 г., возможно, потому что на смену мокроколлодионному процессу пришел сухой, а Кэррол считал его нехудожественным
Пейзажная фотография.
Генри Уайт, лондонский адвокат и известный фотограф-любитель на протяжении десятилетия или чуть больше после 1854 года. Пейзажи Уайта предвосхитили взгляд художников 20-х-30-х гг. ХХ века. Крупность (планы) в пейзажах.
Этюды с деревьями Джона Г. Моргана.
На протяжении 50 лет Фрэнсис Фрит (1822-1898) был самым известным английским фотографом-пейзажистом, производитель большого количества фотографий. Известность ему принесли фотографии, сделанные за время его трех путешествий на Ближний Восток между 1856 - 1859 гг.
Путешествие Ханта, его последователя Томаса Седдона и Фрита по Египту и Палестине (библейские земли). Фрит хотел преобразить изобразительный ряд с "видами" Палестины и Египта, в котором до него доминировали литографии Д.Робертса. Параллель фотографий Фрита и ближневосточных картин Ханта и Седдона (отход от романтической традиции; высокий горизонт; пустые небеса; восхищение каменными глыбами, особенно теми, на которых лежал отпечаток человеческой деятельности; каждый элемент пейзажа был представлен "так как есть", палящее солнце и огромное количество деталей, которые должны были усилить эффект панорамы).
Издание альбомом и успех. Путешествие по Британии и Континенту, сделал фотографии ко многим томам, среди которых "Сплетничающий фотограф из Хастингса" (1864) и иллюстрированное фотографиями издание "Гиперион" Лонгфелло (1865).
Фрэнсис Бедфорд (1816 - 1894) литограф, топограф, открыл для себя коллодионную фотографию в 1857 г.
Фотографировал путешествие Принца Уэльского по Среднему Востоку (1862). На многочисленных пейзажных и архитектурных фотографиях 60-70-х гг. у Бедфорда явно видны черты, свойственные искусству прерафаэлитов: похожая композиция и перфекционизм.
- Оглавление
- Введение
- Тематический план курса
- Форма итогового контроля
- Тематический план курса «История зарубежной фотографии»
- Для заочного отделения
- Балльно-рейтинговая система
- Шкала оценок на экзамене
- Содержание курса
- Раздел 1 у истоков фотографии
- Важнейшие открытия и события, предопределившие изобретение фотографии
- Сотрудничество Жозефа Нисефора Ньепса и Луи Жак Манде Дагерра в свете открытия фотографических методов
- Литература: Головня и.А. С чего начиналась фотография. М., Знание, 1991
- Раздел 2 Пионеры фотографии
- Жизнь и творчество Вильяма Генри Фокса Тальбота
- Основные даты в истории становления понятия «фотография»
- Имена, повлиявшие на ход истории фотографии
- Дагерротипия, усовершенствование метода
- Дагерротипный портрет
- Особое место дагерротипии в сша
- Портретная фотография XIX века.
- Литература: Бажак к. История фотографии. М., аст. Астрель, 2003
- Раздел 3 Дэвид Октавиус Хилл – «отец художественной фотографии» и его школа.
- Влияние фотографии на художественную жизнь Англии. Прерафаэлизм и фотография.
- Литература: Морозов с. Творческая фотография. М.,Искусство, 1984.
- Раздел 4 Фотоискусство «викторианской поры».
- Оскар Густав Рейландер
- Литература: Морозов с. А. Творческая фотография. М., Искусство, 1984.
- Раздел 5 Фотография в сша
- Раздел 5 Фотоискусство Франции.
- Квинтэссенция художественной жизни Франции середины XIX века. «Тициан фотографии» - Надар.
- Литература: Морозов с.А.Творческая фотография. М., Искусство, 1984.
- Раздел 6 Фотография Германии
- Портретная фотография в Германии 1850-1918 гг.
- Ателье э. Бибер.
- Творчество гамбургского фотографа Рудольфа Дюркоопа
- Литература: Морозов с.А. Творческая фотография.
- Раздел 7 Чешская фотография рубежа XIX – XX веков
- Фотографические выставки, объединения, союзы, издательства.
- Этьен Жюль Марей, Эдвард Джеймс Мейбридж и хронофотография.
- История развития цветной фотографии до 1930-х гг.
- Основные этапы развития фотографических процессов
- Сухие бромосеребряные желатиновые слои.
- Открытие оптической или спектральной сенсибилизации (1873).
- Создание светочувствительных фотоматериалов:
- Изобретение фотоплёнки.
- Темы семинарских занятий
- Вопросы к экзамену: Зарубежная фотография
- История зарубежной фотографии