logo search
otvety_na_voprosy_k_gos_ekzamenu

18. Гармоничное сочетание четырех хроматических оттенков

Под гармоничным сочетанием цветов следует понимать закономерное их сочетание. Однако, не любое закономерное сочетание принято считать гармоничным. Как же определить ту закономерность, которая будет являться гармоничной? Пожалуй, при оценке гармоничности сочетания цветов немаловажным фактором будет эмоциональная составляющая цветовой композиции, т.е. какие чувства, переживания способна она вызвать.

При определении сочетаемости цветов на практике пользуются такими инструментами, как колориметрические круги.

Наиболее распространенным из них является круг естественных цветов по Гете.

Цвета, расположенные под углом 900 друг к другу гармоничны при сочетании трех или четырех цветов.

Другая модель, позволяющая определить гармоничные сочетания цветов – шестисекторный колориметрический круг. Представляет собой упрощенное представление круга Гете – отсутствуют смешанные цвета второго порядка. Согласно этой модели, гармоничными следует считать цвета, расположенные напротив друг друга. Чуть менее гармоничны цвета, расположенные под углом 1200 друг к другу. Цвета, расположенные по соседству, приводят к дисгармонии при сочетании друг с другом.

Цвета, расположенные напротив друг друга – гармоничны в сочетании. Также гармоничны в сочетании цвета, расположенные под углом 1200 друг к другу

Для определения гармонии четырех цветов к цифровому обозначению выбранного цвета прибавляют цифру 25. Например, гармонично сочетаются желтый (8), пурпурно-красный (33), синий (58) и сине-зеленый (83) цвета.

Из четырех цветов, составляющих гармоническое сочетание, могут быть взяты два или три (неполные четырехцветные гармонии). Такие неполные гармонии дают, например, пурпурно-красный (33) и синий (58); синий (58) и сине-зеленый (83). Сочетание трех цветов: пурпурно-красного (33), сине-зеленого (83) и синего (58); или же желтого (8), сине-зеленого (83) и синего (58) и т.д. — также будет гармоничным.

Оствальд считал, что краски, лежащие в цветовом круге рядом, будут дисгармонировать. С этим нельзя согласиться. Правда, зелено-желтая и желтая, а также желто-зеленая и зелено-синяя действительно часто кажутся дисгармоничными, особенно при большом количестве желтого цвета. Но зеленая и синяя, синяя и фиолетовая, фиолетовая и красная, красная и оранжевая не дисгармонируют. В помпейской стенной живописи часто встречается сочетание желтого с зеленым, а в стенных росписях Египта — сочетание синего с зеленым.