23. Леже
Леже - (Léger) Фернан (4.2.1881, Аржантан, Нормандия, - 17.8.1955, Жиф-сюр-Ивет, там же), французский живописец, мастер декоративного искусства. Член Французской коммунистической партии с 1945. Учился в Школе изящных искусств в Париже (1903-05). В 1940-45 жил в США. С 1909 примыкал к кубизму. Кубистические работы Л. отличаются динамикой пространственного построения и контрастами открытых тонов ("Обнажённые в лесу", 1909-1910, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; "Дама в голубом", 1912, Публичное художественное собрание, Базель). Поиски отвлечённой пластической выразительности цвета на время сближают Л. с практикой абстрактного искусства, от которой он отказывается впоследствии (в станковых произведениях). В лаконичных, конструктивных композициях конца 10-20-х гг. с чётким контуром, выделяющим геометризированные формы, яркие, локальные цветовые зоны, Л. стремится эстетически осмыслить облик индустриального города, найти гармонию между человеком и миром современной техники ("Город", 1919, Музей искусств, Филадельфия; "Джоконда и ключи", 1930, Музей Леже, Бьо). В живописи Л. 30-50-х гг. нарастают черты декоративизма, вместе с тем в неё вводится ясная сюжетная основа. Центральная для Л. тема труда и отдыха рабочих воплощается в монументальных, лапидарно-обобщённых по характеру, мажорных по звучанию образах ("Строители", 1951, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Своё стремление к синтезу искусств Л. проявляет ещё в 1925, сотрудничая с Ле Корбюзье (павильон "Эспри нуво"), но реализует главным образом в последующие годы в мозаиках и витражах церквей в Асси (1949) и Оденкуре (1951), университета в Каракасе (1954), в панно для здания ООН в Нью-Йорке (1952). По эскизам Л. оформлен музей его имени в Бьо (1956-1960), выполнены мозаики в Доме культуры молодёжи в Корбей-Эссонис (1965-66), витражи в Институте М. Тореза в Париже (1966) и Доме кино в Москве (1968). Л. обращался также к керамике и коврам, иллюстрировал книги, работал для театра и кино.
- Зарубежное искусство XX века (Полно)
- 2. Немецкий экспрессионизм. Группа «Мост»
- 3. Кирхнер
- 4. «Синий всадник»
- 5. Кандинский
- 6. Майоль
- 7. Бурдель
- 9. Матисс
- 10. Марке
- 11. Дерен
- 12.Творчество Пикассо до 1907 года
- 13. Авиньонские девицы
- 14.Теория кубизма
- 17. Аналитический кубизм
- 18. Синтетический кубизм
- 19. Жорж Брак
- 20. Итальянский футуризм
- 21. Боччони
- 22. Джордже де Кирико
- 23. Леже
- 24. Творчество Пикассо 20-30-х гг.
- 25. Основные этапы творчества Пикассо
- 26.Орфизм
- 27. Пуризм
- 28. Парижская школа
- 29. Шагал
- 30. Вламинк
- 31. Дюфи
- 32. Модильяни
- 33. Мондриан
- 34. Клее
- 35. Манифесты дадаизма
- 37. Теория сюрреализма: Бретон и Батай
- 38. Миро
- 39. Макс Эрнст
- 40. Магрит
- 41. Дали
- 42. Новая вещественность
- 44. «Школа мусорного ящика». Американский авангард начала XX века
- 45. Искусство сша 20-30-х годов. Риджионализм
- 46. Искусство мексиканских муралистов
- 47. Ороско и Ривера
- 48. Сикейрос
- 49. Американский абстрактный экспрессионизм
- 50. Полок
- 51. Ротко
- 52. Де Кунинг
- 53. Раушенберг и Джонс
- 54. Британский поп-арт
- 55. Американский поп-арт
- 57. Уорхол
- 58. Лихтенштейн
- 59. Минимализм
- 60. Основные этапы развития концептуального искусства 60-90-х гг.
- 61. Гиперреализм
- 62. Школа Лондона
- 63. Бэкон
- 64. Искусство 70-х гг. Европа и Америка
- 65. Искусство 80-х гг. Новые дикие. Куне. Шнабель
- 66. Искусство 90-х. Херст
- 67. Искусство Италии второй половины XX века
- 68. Французское искусство второй половины XX века
- 69. Ив Кляйн
- 70. Эстетика постмодернизма
- 71. Немецкое искусство второй половины XX века. Кифер
- 72. Бойс