logo search
Экзамен

14, 15, 16) Архитектура Киевской Руси. Храм святой Софии в Киеве.

Князем Киева был Владимир. Получив в крещении имя Василий, он соорудил на том месте, где стоял Перун-языческий идол, деревянную церковь св. Василия и призвал искусных зодчих из Константинополя для строительства каменного» храма во имя Богоматери (989-996). Церковь прозвали Десятинною, поскольку на её возведение была выделена десятина, т. е. десятая часть княжеских доходов. Византийские мастера принесли с собой разработанную византийскими зодчими систему крестово-купольного храма, основу которой составлял квадрат, расчленённый четырьмя опорами - на три нефа и заканчивающийся на востоке апсидой. Как первый большой храм Киева Десятинная церковь имела вместительное помещение для готовящихся к крещению (оглашённых), нартекс, или, как его стали называть на Руси, притвор. В притворах начиналось богослужение, здесь же была крестильная купель. Удлинённый притвор делал храм вытянутым. С трёх сторон его окружали галереи-гульбища - дань прежней языческой традиции. Как первый памятник монументальной архитектуры Киева Десятинная церковь являла собой образ-символ нового мира, в котором предстояло жить русскому человеку. Снаружи прямоугольный объём членился на фасадах «лопатками» на отдельные вертикальные части - прясла, которые позже по традиции стали завершаться полукружиями закомар, повторяя линию внутренних сводов - подпружных арок. После смерти Владимира Великого в Киеве стал княжить Ярослав Мудрый, расширивший территорию города в несколько раз. Композиционным центром города Ярослава являлся грандиозный Софийский собор, посвящённый Божественной Премудрости, с ансамблем сооружений, куда входили митрополичьи палаты и княжеский дворец.

Софийский собор-самый выдающийся памятник Древнерусского зодчества и единственный собор, у которого нет прообраза в Византии или какой-либо другой христианской стране. Софийский собор - также крестово-купольный храм, но увеличенный в ширину двумя нефами и в длину тремя столбами, составивший в плане пятинефный крестово-купольный храм, окружённый с севера, запада и юга двойным рядом галерей-гульбищ и увенчанный 25 куполами. Такое многокупольное завершение - явление чисто русское, берущее своё начало ещё в грандиозных языческих капищах. София Киевская не возносилась над землёй, она гармонично разрасталась и вширь, и ввысь, и в длину. Общим обликом она меньше походила на твердыню, нежели София Константинопольская. Вся эта сложная конструкция создавала и снаружи, и внутри уходящую вверх пирамидальную композицию, одинаково торжественно воспринимающуюся со всех четырёх сторон. Изнутри храм был украшен мозаикой - «мерцающей живописью», значительная часть которой сохранилась.

Храмы Новгорода. Собор Святой Софии, Георгиевский собор, Церковь Спаса на горе Нередицы.

Православные храмы - особая ценность Нижнего Новгорода. Они являются мостом между прошлым и настоящим Нижнего Новгорода. Традиции станут реальностью, бессмысленный хаос жизни станет осмысленным благодаря обретенной вере. Но путь к этому еще долог. И на этом пути всем нам надо почаще напоминать себе образы привычных с детства православных храмов, родных и дорогих святынь. Нижний Новгород был одним из ведущих архитектурных центров Руси, здесь в большом количестве возводились православные храмы. В городе было не менее тридцати каменных православных храмов. Работали артели строителей. Каждая из них имела свой творческий почерк в строительстве. Была в городе также артель живописцев, которые украшали храмы настенными росписями. Православные храмы традиционно считались на Руси указателями на пути к Царству Небесному. И сегодня наши храмы должны указать нам направление нашего движения, нашего будущего. Будущего великой и славной России.

Софийский собор - главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами. Собор был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой. Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась. Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов. Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. В некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками). Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками). На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. В 1929 году собор был закрыт и в нём был открыт антирелигиозный музей.

Спаса на Нередице - храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу Волхова на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым Городищем. Построена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. В период Великой Отечественной войны церковь находилась в районе активных боевых действий, и на протяжении 1941—1943 годов непрерывно обстреливалась артиллерией. В результате от церкви сохранилась только восточная часть: апсиды и небольшие куски северной и южной стены. Практически все росписи были утрачены. Церковь восстановлена в 1956—1958 годах. В 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Среди прочих многочисленных находок, за изъятой подсыпкой под пол были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 года. По решению ЮНЕСКО в 1992 году церковь Спаса на Нередице включена в Список Всемирного наследия вместе с рядом других памятников Новгорода и его окрестностей.

Храмы Владимира. Успенский собор, Церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор.

Церковь Покрова на Нерли - церковь во Владимирской обл.; выдающийся памятник владимиро-суздальской школы. Входит в «Золотое кольцо» России. Построена в 1165 году в полутора километрах от Боголюбово. Стоит в стороне от селений, среди пойменных лугов и озер, при впадении реки Нерль в Клязьму. Белокаменный одноглавый четырехстолпный храм крестово-купольного типа отличается исключительной гармонией пропорций, изяществом каменной резьбы, пластической обработкой стен. Резной убор храма, над которым трудились 13-14 мастеров прост и немногосложен. В резьбе храма складываются начала раннего владимирского стиля. Избежать коварного весеннего разлива древние мастера смогли, применив свой опыт и смекалку. Они заложили обычный фундамент на глубину 1.6 м и возвели над ним укрепленный холм. Так вырос искусственный холм при общей глубине с фундаментом 5.3 м. Храм — памятник воинской победе Владимирских полков над волжскими булгарами, в то же время храм был памятником сыну Андрея Изяславу, заплатившему за эту победу жизнью. ростота облика определила его царственную красоту и силу. Внутреннее убранство — фрески не сохранились, были сбиты при «поновлении» храма в 1877 году.