logo
Экзамен

39) Творчество Врубеля.

Дата жизни: 1856 - 1910 гг.

Михаил Александрович Врубель - русский художник рубежа XIX—XX веков, мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций. Родился в Омске, в семье строевого офицера, участника Крымской кампании, который впоследствии стал военным юристом. В 1874 году окончил Ришельевскую классическую гимназию в Одессе. Врубель во многом был новатором для своего времени . Художник рвёт с академическими принципами изобразительного искусства XIX века: непременное изображение движения и присутствие интриги. Идея смерти замечена в «Гадалке» (1895). Русская тема у Врубеля нашла ёмкое отображение в таких работах, как «Богатырь» (1898), «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь» (1890), «Микула Селянинович» (1895—1896) и хрестоматийной «Царевна-Лебедь» (1900).Он всерьёз увлекался философией Канта, влюблялся в оперных актрис, спорил об искусстве, всегда оставаясь при этом сторонником так называемого «чистого искусства», и много рисовал. Он посещал в Академии художеств вечерний класс П. П. Чистякова. В 1879 году в возрасте 23 лет Михаил окончил университет с золотой медалью. После этого отбыл воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса. Недолго работал в главном военно-судном управлении.Осенью 1880 года Михаил был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, где занимался опять же в классе Павла Чистякова. Он сразу начал выделяться среди прочих студентов необычностью стиля и оригинальным взглядом на классические сюжеты (импрессионизм) — достаточно посмотреть на его первые акварели — «Введение во храм» и «Пирующие римляне». Из рассеянного и легкомысленного студента он превратился в фанатика своей работы. Михаил работал над реставрацией Кирилловской церкви,в которой написал иконы «Афанасий», «Богоматерь», «Христос» и «Кирилл». Кроме того он создал стенные росписи. Также реставрировал росписи в куполе собора Св. Софии. Были выполнены эскизы росписи для Владимирского собора, однако их не позволили осуществить по причине «нерелигиозности». Во время поездки в Киеве Врубель написал картину «Девочка на фоне персидского ковра». На портрете изображена дочь владельца ссудной кассы в Киеве. Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства — создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве — декоративную скульптуру «Маска льва». В 1895 году стал членом Московского товарищества художников и участвовал в 3-й выставке объединения. Участвовал в оформлении спектаклей Русской частной оперы. Врубель познакомился с группой художников будущего объединения «Мир искусства». Его пригласили участвовать в выставке «Русские и финляндские художники», которая состоялась в начале года в Музее центрального училища техники рисования барона А. Л. Штиглица. В начале 1902 года у художника появились признаки психического, или как говорили в то время, душевного расстройства. В 1905 году болезнь обострилась. При этом продолжал работать над картинами «Азраил» и «Видение пророка Иезекииля», «После концерта», графическим автопортретом. В ноябре 1905 года Врубель был удостоен звания академика. В конце февраля 1906 года художник полностью потерял зрение. В клинике доктора Бари Врубель скончался. В Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества в тот день была совершена панихида по скончавшемуся художнику.

Известные работы:

# «Богатырь». Декоративное панно. 1898

# «Богоматерь с младенцем». 1884—1885

# «Венеция». 1893

# «Воскресение». 1887

# «Гадалка». 1895

# «Гамлет и Офелия». 1883

# «Голова Демона на фоне гор». 1890

# «Дворик зимой» 1903—1904

# «Девочка на фоне персидского ковра». 1886

# «Демон летящий». 1899

# «Демон поверженный». 1902

# «Демон сидящий». 1890

# Египтянка

# «Жемчужина». 1904

# «Испания». 1894

# «Италия». 1891

# «К ночи» 1887

# «Лебедь». 1901

# «Море». 1903

# «Морская царевна». 1897—1900

# «Морской царь». 1899—1900

# «Муза». 1900

# «Надгробный плач». 1887

# «Натурщица в обстановке Ренессанса». 1883

# «Неаполитанская ночь». 1891

# «Одиллия». 1894

# «Орхидея». 1886—1887

# «Пан». 1899

# «Пирующие римляне». 1883

# «Портрет В. Я. Брюсова». 1906

# «Портрет доктора Ф. А. Усольцева».

# «Портрет на фоне березок». 1904

# «Портрет Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир». 1898

# «Портрет П. П. Кончаловского».

# «Портрет Саввы Мамонтова». 1897

# «Портрет К. Д. Арцыбушева». 1897

# «Портрет сына». 1902

# «Принцесса Греза». 1896

# «Раковина». 1904

# «Роберт и монахини». 1896

# «Ромео и Джульетта». 1895—1896

# «Роза».

# «Садко». 1899—1900

# «Сирень». 1900, 1901

# «Сошествие Св. Духа». 1885

# «Суд Париса», триптих. 1893

# «Тамара в гробу». 1890—1891

# «Тамара и Демон». 1890—1891

# «Тени лагун». 1905

# «Тридцать три богатыря». 1901

# «Фантастический пейзаж».

# «Христос в Гефсиманском саду». 1887

# «Царевна Волхова». 1898

# «Царевна-Лебедь». 1900

# «Шестикрылый Серафим». 1904