logo
Экзамен

34) Творчество Васильева и Саврасова.

Федор Александрович Васильев (1850—1873)

В его коротком творчестве (художник скончался от туберкулеза в возрасте двадцати трех лет) впервые в полную силу зазвучала красота русской природы. Объективность, отстраненность, присущие раннему жанру ведуты, сменились пристрастностью, субъективным переживанием изображаемого мотива. Васильев стремился создать именно пейзаж, а не вид и не «съемку местности» или упражнение в построении перспективы. Пейзаж перестает служить фоном. События на полотне происходят или на улицах города, или на фоне пейзажа, или в комнате. Это и называется фоном. Для изображения сюжетных сцен, он становится предметом личного переживания жизненности природы. Однако это переживание еще не было живописным.

Картины:

-"Русский витязь", 1974 г.

-"Бой со Змеем", 1973-1974 гг.

- "На Калиновом мосту", 1974 г.

-"Рождение Дуная" (эскиз 1), 1974 г.

-"Рождение Дуная", 1974 г.

-"Бой Добрыни со Змеем", 1974 г.

-"Василий Буслаев", 1974 г.

- "Илья Муромец освобождает узников", 1974 г.

-"Над Волгой ", 1971 г.

-"Великан", 1975 г.

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)

Так же лиричны, эмоционально тонки, но не живописны пейзажи Алексея Кондратьевича Саврасова, воспитателя многих русских художников-пейзажистов в стенах Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. В его картине «Грачи прилетели», вызвавшей восторг посетителей Первой передвижной выставки в 1871 г., «вид» как объект изображения не играет существенной роли, он намеренно выбран типичным, но незначительным. Изображено ощущение, переживание ранней весны. Это пейзажный жанр в полном смысле слова. Такой «вид» превращает и зрителя в художника, возбуждая в нем художественно-образные представления. Про картину говорили, что в ней русские впервые увидели свою природу; можно сказать и иначе: преображенная художником природа формирует у зрителя национальное восприятие пейзажа. В дальнейшем именно такое, предметное преображение вида местности, а не колористическое, как во французской живописи, станет главной особенностью школы русского пейзажа. Еще одна особенность саврасовских картин заключается в том, что впервые в русской живописи критерием прекрасного оказалось движение, течение времени, изменение состояний природы. В этом обстоятельстве можно ycмотреть и особенное, российское понимание живописности, заключающееся не во взаимном превращении теплых и холодных тонов, а в ощущении изменчивости предмета изображения. В дальнейшем тема смены времен года, движения облаков, течения реки, таяния весеннего снега, шелеста листвы становится главной в русском пейзаже.

Картины:

-"Сельский вид." 1867

-"Рассвет в степи." 1852

-"Ранняя весна". Дали. 1870-е

-"Ранняя весна". 1888

-"Проселок". 1873

-"Просека в сосновом лесу". 1883

-"Просвет""2. 1850-е

-"После грозы". 1870-е

-"В парке". 1858

-"Вечер". 1877