34) Творчество Васильева и Саврасова.
Федор Александрович Васильев (1850—1873)
В его коротком творчестве (художник скончался от туберкулеза в возрасте двадцати трех лет) впервые в полную силу зазвучала красота русской природы. Объективность, отстраненность, присущие раннему жанру ведуты, сменились пристрастностью, субъективным переживанием изображаемого мотива. Васильев стремился создать именно пейзаж, а не вид и не «съемку местности» или упражнение в построении перспективы. Пейзаж перестает служить фоном. События на полотне происходят или на улицах города, или на фоне пейзажа, или в комнате. Это и называется фоном. Для изображения сюжетных сцен, он становится предметом личного переживания жизненности природы. Однако это переживание еще не было живописным.
Картины:
-"Русский витязь", 1974 г.
-"Бой со Змеем", 1973-1974 гг.
- "На Калиновом мосту", 1974 г.
-"Рождение Дуная" (эскиз 1), 1974 г.
-"Рождение Дуная", 1974 г.
-"Бой Добрыни со Змеем", 1974 г.
-"Василий Буслаев", 1974 г.
- "Илья Муромец освобождает узников", 1974 г.
-"Над Волгой ", 1971 г.
-"Великан", 1975 г.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)
Так же лиричны, эмоционально тонки, но не живописны пейзажи Алексея Кондратьевича Саврасова, воспитателя многих русских художников-пейзажистов в стенах Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. В его картине «Грачи прилетели», вызвавшей восторг посетителей Первой передвижной выставки в 1871 г., «вид» как объект изображения не играет существенной роли, он намеренно выбран типичным, но незначительным. Изображено ощущение, переживание ранней весны. Это пейзажный жанр в полном смысле слова. Такой «вид» превращает и зрителя в художника, возбуждая в нем художественно-образные представления. Про картину говорили, что в ней русские впервые увидели свою природу; можно сказать и иначе: преображенная художником природа формирует у зрителя национальное восприятие пейзажа. В дальнейшем именно такое, предметное преображение вида местности, а не колористическое, как во французской живописи, станет главной особенностью школы русского пейзажа. Еще одна особенность саврасовских картин заключается в том, что впервые в русской живописи критерием прекрасного оказалось движение, течение времени, изменение состояний природы. В этом обстоятельстве можно ycмотреть и особенное, российское понимание живописности, заключающееся не во взаимном превращении теплых и холодных тонов, а в ощущении изменчивости предмета изображения. В дальнейшем тема смены времен года, движения облаков, течения реки, таяния весеннего снега, шелеста листвы становится главной в русском пейзаже.
Картины:
-"Сельский вид." 1867
-"Рассвет в степи." 1852
-"Ранняя весна". Дали. 1870-е
-"Ранняя весна". 1888
-"Проселок". 1873
-"Просека в сосновом лесу". 1883
-"Просвет""2. 1850-е
-"После грозы". 1870-е
-"В парке". 1858
-"Вечер". 1877
- 1) Виды и жанры искусства.
- 2) Искусство Древнего Египта.Канон в египетском искусстве. Архитектура Древнего Египта: Пирамида Джосера, пирамиды в Гизе, храм царицы Хатшепсут, храмы Луксор и Карнак, их архитектурные особенности.
- 5)Романский стиль в искусстве. Архитектура романского стиля. Романские замки. Собор в Вормсе.
- 6) Готический стиль в искусстве. Архитектура готического стиля. Готические соборы: Собор Парижской Богоматери,Кельнский собор.
- 7) Искусство Возрождения в Италии. Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Боунарроти - крупнейшие представители этой эпохи. Рассказать о творчестве одного из художников.
- 8) Искусство Возрождения в Северной Европе (Нидерланды, Германия).
- 10)Голландская живопись 17 века. Творчество Рембрандта.В отношении тематики и изобразительных приемов в голландской живописи 17 века всецело господствует начало реализма.
- 11) Барочная живопись п. Рубенса.
- 14, 15, 16) Архитектура Киевской Руси. Храм святой Софии в Киеве.
- 17) Храмы Московского Кремля. Успенский собор. Благовещенский собор, Архангельский собор.
- 18) Шатровое зодчество на Руси. Церковь вознесения в селе Коломенское, церковь в селе Дьяково, Храм Василия Блаженного.
- 19) Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий - наиболее яркие представители русской средневековой живописи.
- 22) Живопись 18 века. Ф.Рокотов, д.Левицкий, в.Боровиковский. Рассказать о творчестве одного из этих художников.
- 23) Портретное творчество о.Кипренского.
- 25) Родоначальник русского национального пейзажа а.Венецианов.
- 26) Родоначальник реалистического направления в искусстве п.Федотов.
- 27) Товарищество Передвижных выставок - появление организации, художественное направление передвижников.
- 28) Творчество Перова.
- 29) Творчество Крамского.
- 30) Творчество Айвазовского.
- 31) Творчество Шишкина.
- 32) Творчество Куинджи.
- 33) Творчество Левитана.
- 34) Творчество Васильева и Саврасова.
- 35) Творчество Репина.
- 36) Творчество Сурикова.
- 37) Творчество Серова.
- 38) Творчество Нестерова.
- 39) Творчество Врубеля.
- 40) Импрессионизм в искусстве. Коровин как представитель импрессионизма.
- 41) Творчество к.Петрова-Водкина.
- 42) Живопись а.Дайнеки.
- 43) Национальное идейное творчество п.Д.Корина.
- 44) Живопись Пластова.