41) Творчество к.Петрова-Водкина.
Дата жизни: 1878-1939 гг.
Творческая судьба К. С. Петрова-Водкина складывалась счастливо. Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах - все это кажется фантастичным. В искусстве Петрова-Водкина цельно отобразился парадоксальный строй его личности: провинциально-цепкое, хозяйски-бережливое отношение к материалу духовной деятельности, с одной стороны, и космический размах гипотез, проектов, удивительная свобода мышления, интеллектуальное бескорыстие - с другой. Первые робкие опыты привели пятнадцатилетнего юношу в Классы живописи и рисования Ф. Е. Бурова (Самара). В 1895 г. с помощью меценатов он отправился в Петербург и поступил в ЦУТР. Однако спустя два года, осознавая свое живописное призвание, Петров-Водкин перешел в МУЖВЗ, которое окончил в 1904 г. Здесь ему посчастливилось работать в мастерской В. А. Серова. Кроме того, в 1901 г. он был в Мюнхене, где посещал художественную школу А. Ашбе. В 1909 г. в редакции журнала "Аполлон" состоялась первая персональная выставка Петрова-Водкина. На следующий год художник стал членом объединения "Мир искусства", с которым был связан до его роспуска (1924). Уже в ранний период творчество Петрова-Водкина отмечено символистской ориентацией ("Элегия", 1906; "Берег", 1908; "Сон", 1910); здесь, безусловно, сказалось влияние старших современников - М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова, П. Пюви де Шаванна; в области литературы - М. Метерлинка. Общественный резонанс первых выступлений художника носил противоречивый характер. Картина "Сон" вызвала бурную полемику и принесла молодому живописцу широкую известность, поскольку лагерь критики возглавил сам И. Е. Репин, а защиту - А. Н. Бенуа. Одни видели в Петрове-Водкине "новейшего декадента", у других с его творчеством связывались "аполлонические" ожидания, утверждение неоклассической тенденции. Сам же художник не мог судить о себе столь определенно: называя себя "трудным художником", он не лукавил. "Играющие мальчики" (1911) и особенно "Купание красного коня" (1912) знаменуют принципиально важный рубеж в творчестве Петрова-Водкина. Хотя пластическая проработка объемов вступает в известное противоречие с условностью цвета и уплощением пространства, здесь ясно прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций, оказавшемуся столь плодотворным. Художник считал живопись орудием усовершенствования человеческой природы и стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов мирового устройства, сделать каждое конкретное изображение олицетворением связи космических сил. После смерти художника его имя оказалось полузабытым. Только в середине 1960-х гг. произошло новое открытие Петрова-Водкина, благодаря чему теперь ясен истинный масштаб его дарования и ценность творческого наследия.
Картины:
Купание красного коня. 1913 г.
Петроградская мадонна. 1920 г.
Натюрморт с зеркалом. 1919 г.
Утренний натюрморт. 1918 г.
Красный всадник. 1926 г.
Мать. 1915г.
Берег. 1908г.
Богоматерь Умиление злых сердец. 1914-15гг.
1919 год. Тревога. 1934г.
Селедка. 1918г.
Яблоко и вишня. 1907
Автопортрет. 1912
Женская голова. 1912
Портрет мальчика. 1913
Портрет Марии Федоровны Петровой-Водкиной. 1913
Гибель. Эскиз композиции. 1914
Портрет жены художника. 1915
Скрипка. 1916
Полдень. 1917
Свеча и графин. 1918
Скрипка. 1918
Степан Разин. 1918
Мать. 1920
Шах-и-Зинда (Самарканд). 1921
Париж. Нотр-Дам. 1924
В Шувалове. 1926
Автопортрет. 1926
Землетрясение в Крыму. 1927
Весна. 1935
Портрет Н.А. (Женский портрет).
В детской. 1925
Бокал и лимон. 1922
Богоматерь Умиление злых сердец. 1914-1915
Бириби. Африка. 1907
Берег. 1908
1 мая. 19119
- 1) Виды и жанры искусства.
- 2) Искусство Древнего Египта.Канон в египетском искусстве. Архитектура Древнего Египта: Пирамида Джосера, пирамиды в Гизе, храм царицы Хатшепсут, храмы Луксор и Карнак, их архитектурные особенности.
- 5)Романский стиль в искусстве. Архитектура романского стиля. Романские замки. Собор в Вормсе.
- 6) Готический стиль в искусстве. Архитектура готического стиля. Готические соборы: Собор Парижской Богоматери,Кельнский собор.
- 7) Искусство Возрождения в Италии. Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Боунарроти - крупнейшие представители этой эпохи. Рассказать о творчестве одного из художников.
- 8) Искусство Возрождения в Северной Европе (Нидерланды, Германия).
- 10)Голландская живопись 17 века. Творчество Рембрандта.В отношении тематики и изобразительных приемов в голландской живописи 17 века всецело господствует начало реализма.
- 11) Барочная живопись п. Рубенса.
- 14, 15, 16) Архитектура Киевской Руси. Храм святой Софии в Киеве.
- 17) Храмы Московского Кремля. Успенский собор. Благовещенский собор, Архангельский собор.
- 18) Шатровое зодчество на Руси. Церковь вознесения в селе Коломенское, церковь в селе Дьяково, Храм Василия Блаженного.
- 19) Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий - наиболее яркие представители русской средневековой живописи.
- 22) Живопись 18 века. Ф.Рокотов, д.Левицкий, в.Боровиковский. Рассказать о творчестве одного из этих художников.
- 23) Портретное творчество о.Кипренского.
- 25) Родоначальник русского национального пейзажа а.Венецианов.
- 26) Родоначальник реалистического направления в искусстве п.Федотов.
- 27) Товарищество Передвижных выставок - появление организации, художественное направление передвижников.
- 28) Творчество Перова.
- 29) Творчество Крамского.
- 30) Творчество Айвазовского.
- 31) Творчество Шишкина.
- 32) Творчество Куинджи.
- 33) Творчество Левитана.
- 34) Творчество Васильева и Саврасова.
- 35) Творчество Репина.
- 36) Творчество Сурикова.
- 37) Творчество Серова.
- 38) Творчество Нестерова.
- 39) Творчество Врубеля.
- 40) Импрессионизм в искусстве. Коровин как представитель импрессионизма.
- 41) Творчество к.Петрова-Водкина.
- 42) Живопись а.Дайнеки.
- 43) Национальное идейное творчество п.Д.Корина.
- 44) Живопись Пластова.