logo
Экзамен

41) Творчество к.Петрова-Водкина.

Дата жизни: 1878-1939 гг.

Творческая судьба К. С. Петрова-Водкина складывалась счастливо. Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах - все это кажется фантастичным. В искусстве Петрова-Водкина цельно отобразился парадоксальный строй его личности: провинциально-цепкое, хозяйски-бережливое отношение к материалу духовной деятельности, с одной стороны, и космический размах гипотез, проектов, удивительная свобода мышления, интеллектуальное бескорыстие - с другой. Первые робкие опыты привели пятнадцатилетнего юношу в Классы живописи и рисования Ф. Е. Бурова (Самара). В 1895 г. с помощью меценатов он отправился в Петербург и поступил в ЦУТР. Однако спустя два года, осознавая свое живописное призвание, Петров-Водкин перешел в МУЖВЗ, которое окончил в 1904 г. Здесь ему посчастливилось работать в мастерской В. А. Серова. Кроме того, в 1901 г. он был в Мюнхене, где посещал художественную школу А. Ашбе. В 1909 г. в редакции журнала "Аполлон" состоялась первая персональная выставка Петрова-Водкина. На следующий год художник стал членом объединения "Мир искусства", с которым был связан до его роспуска (1924). Уже в ранний период творчество Петрова-Водкина отмечено символистской ориентацией ("Элегия", 1906; "Берег", 1908; "Сон", 1910); здесь, безусловно, сказалось влияние старших современников - М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова, П. Пюви де Шаванна; в области литературы - М. Метерлинка. Общественный резонанс первых выступлений художника носил противоречивый характер. Картина "Сон" вызвала бурную полемику и принесла молодому живописцу широкую известность, поскольку лагерь критики возглавил сам И. Е. Репин, а защиту - А. Н. Бенуа. Одни видели в Петрове-Водкине "новейшего декадента", у других с его творчеством связывались "аполлонические" ожидания, утверждение неоклассической тенденции. Сам же художник не мог судить о себе столь определенно: называя себя "трудным художником", он не лукавил. "Играющие мальчики" (1911) и особенно "Купание красного коня" (1912) знаменуют принципиально важный рубеж в творчестве Петрова-Водкина. Хотя пластическая проработка объемов вступает в известное противоречие с условностью цвета и уплощением пространства, здесь ясно прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций, оказавшемуся столь плодотворным. Художник считал живопись орудием усовершенствования человеческой природы и стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов мирового устройства, сделать каждое конкретное изображение олицетворением связи космических сил. После смерти художника его имя оказалось полузабытым. Только в середине 1960-х гг. произошло новое открытие Петрова-Водкина, благодаря чему теперь ясен истинный масштаб его дарования и ценность творческого наследия.

Картины:

Купание красного коня. 1913 г.

Петроградская мадонна. 1920 г.

Натюрморт с зеркалом. 1919 г.

Утренний натюрморт. 1918 г.

Красный всадник. 1926 г.

Мать. 1915г.

Берег. 1908г.

Богоматерь Умиление злых сердец. 1914-15гг.

1919 год. Тревога. 1934г.

Селедка. 1918г.

Яблоко и вишня. 1907

Автопортрет. 1912

Женская голова. 1912

Портрет мальчика. 1913

Портрет Марии Федоровны Петровой-Водкиной. 1913

Гибель. Эскиз композиции. 1914

Портрет жены художника. 1915

Скрипка. 1916

Полдень. 1917

Свеча и графин. 1918

Скрипка. 1918

Степан Разин. 1918

Мать. 1920

Шах-и-Зинда (Самарканд). 1921

Париж. Нотр-Дам. 1924

В Шувалове. 1926

Автопортрет. 1926

Землетрясение в Крыму. 1927

Весна. 1935

Портрет Н.А. (Женский портрет).

В детской. 1925

Бокал и лимон. 1922

Богоматерь Умиление злых сердец. 1914-1915

Бириби. Африка. 1907

Берег. 1908

1 мая. 19119