26) Родоначальник реалистического направления в искусстве п.Федотов.
Дата жизни: 1815 - 1852 гг.
Павел Андреевич Федотов - русский живописец и график. Сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времён. В одиннадцать лет, без какой-либо научной подготовки, был определён в воспитанники первого московского кадетского корпуса. Благодаря своим способностям, усердию и образцовому поведению обратил на себя внимание начальства и превзошёл своих товарищей. Через три-четыре года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, где он старался точнее срисовать некоторые части тела человека с гипсовых моделей. Усердно изучал формы человеческого тела и старался сделать свою руку более свободной и послушной, чтобы передать красоту природы на чистый холст. С этой же целью он упражнялся дома, рисуя портреты своих сослуживцев и знакомых карандашом или акварельными красками в свободное от службы время. Преобладающий элемент этих работ — карикатура. Но по мере того, как Федотов все более и более покорял себе трудности рисунка и осваивался с приёмами живописи, характер его произведений изменялся, делаясь менее изысканным. При этом типичность изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц не только не ослабевали, но и возрастали вследствие того, что художник все сильнее и сильнее укреплялся в привычке работать с натуры, не навязывая ей форм и выражения, представлявшихся его фантазии, но подыскивая в реальном мире то, что соответствовало этим представлениям; нагроможденность композиции, уяснение её посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью; самая идея, ложившаяся в основу композиции, становилась все более и более серьёзной и близкой к жизни. В три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. На скудную пенсию, пожалованную государем, надо было содержать самого себя, помогать отцовскому семейству, впавшему в большую нужду, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для художественных работ; но любовь к искусству поддерживала в Федотове бодрость и помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели — сделаться настоящим художником. В первое время по выходе в отставку он избрал было для себя специальностью баталическую живопись как такую отрасль искусства, в которой уже успешно пробовал свои силы и которая в Николаевскую эпоху сулила почет и материальное обеспечение. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г.», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Гогарта. Однако живопись военных сцен не была истинным призванием нашего художника: остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность схватывать характер человека — все эти свойства талантливости, ярко выказывавшиеся в рисунках Федотова, указывали, что ему следует быть не баталистом, а жанристом. Но он не сознавал этого, компонуя бытовые сцены, так сказать, между делом, для собственного развлечения и для забавы приятелей. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. И рисование, и живопись перемешались у него беседою с музою: большинство художественных идей, выраженных его карандашом или кистью, потом выливались под его пером в рифмованные строки, и наоборот, та или другая тема, сначала давшая Федотову содержание для стихотворения, впоследствии делалась сюжетом его рисунка или картины. ему хотелось внести в своё творчество, направленное перед тем к обличению пошлых и тёмных сторон русской жизни, новый элемент — истолкование явлений светлых и отрадных. Несмотря на успех своих первых картин, Федотов все более и более убеждался, что ему недостает серьёзной подготовки для того, чтобы передавать полотну свои идеи быстро и свободно, что в его возрасте для покорения себе художественной техники надо трудиться настойчиво, тратя бездну времени и пользуясь хоть некоторым достатком.Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума и воображения и с беспрерывным занятием руки и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное влияние на здоровье Федотова: он стал страдать болезнью и слабостью зрения, приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам, и в самом его характере происходила все более и более заметная перемена: веселость и общительность сменились в нём задумчивостью и молчаливостью. В лечебнице он промучился недолго и умер.
Известные работы:
-"Вдовушка" 1851
-"Портрет Надежды Петровны Жданович за фортепьяно," 1849
-"Офицер и денщик "1850
-"Портрет Егора Гавриловича Флуга,"" 1848
-"Игроки "1852
-"Львица "1849
-"Все холера виновата!" 1848
-"Бивуак лейб-гвардии Финляндского полка," 1843
- 1) Виды и жанры искусства.
- 2) Искусство Древнего Египта.Канон в египетском искусстве. Архитектура Древнего Египта: Пирамида Джосера, пирамиды в Гизе, храм царицы Хатшепсут, храмы Луксор и Карнак, их архитектурные особенности.
- 5)Романский стиль в искусстве. Архитектура романского стиля. Романские замки. Собор в Вормсе.
- 6) Готический стиль в искусстве. Архитектура готического стиля. Готические соборы: Собор Парижской Богоматери,Кельнский собор.
- 7) Искусство Возрождения в Италии. Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Боунарроти - крупнейшие представители этой эпохи. Рассказать о творчестве одного из художников.
- 8) Искусство Возрождения в Северной Европе (Нидерланды, Германия).
- 10)Голландская живопись 17 века. Творчество Рембрандта.В отношении тематики и изобразительных приемов в голландской живописи 17 века всецело господствует начало реализма.
- 11) Барочная живопись п. Рубенса.
- 14, 15, 16) Архитектура Киевской Руси. Храм святой Софии в Киеве.
- 17) Храмы Московского Кремля. Успенский собор. Благовещенский собор, Архангельский собор.
- 18) Шатровое зодчество на Руси. Церковь вознесения в селе Коломенское, церковь в селе Дьяково, Храм Василия Блаженного.
- 19) Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий - наиболее яркие представители русской средневековой живописи.
- 22) Живопись 18 века. Ф.Рокотов, д.Левицкий, в.Боровиковский. Рассказать о творчестве одного из этих художников.
- 23) Портретное творчество о.Кипренского.
- 25) Родоначальник русского национального пейзажа а.Венецианов.
- 26) Родоначальник реалистического направления в искусстве п.Федотов.
- 27) Товарищество Передвижных выставок - появление организации, художественное направление передвижников.
- 28) Творчество Перова.
- 29) Творчество Крамского.
- 30) Творчество Айвазовского.
- 31) Творчество Шишкина.
- 32) Творчество Куинджи.
- 33) Творчество Левитана.
- 34) Творчество Васильева и Саврасова.
- 35) Творчество Репина.
- 36) Творчество Сурикова.
- 37) Творчество Серова.
- 38) Творчество Нестерова.
- 39) Творчество Врубеля.
- 40) Импрессионизм в искусстве. Коровин как представитель импрессионизма.
- 41) Творчество к.Петрова-Водкина.
- 42) Живопись а.Дайнеки.
- 43) Национальное идейное творчество п.Д.Корина.
- 44) Живопись Пластова.