logo
Экзамен

38) Творчество Нестерова.

Дата жизни: 1862 -1942 гг.

Михаил Васильевич Нестеров - русский и советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат Сталинской премии первой степени. Родился в Уфе в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. По призванию он не был купцом, торговля не очень его увлекала, больше интересовался историей и литературой, любил читать книги. К художественному таланту своего сына проявлял живой тёплый интерес, пристальное внимание и ободряющее участие, за что Нестеров был ему глубоко признателен до конца своей жизни. В 1877 году по совету Воскресенского поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился под руководством П. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и В. Г. Перова, который был его любимым преподавателем и который оказал сильное влияние на раннее творчество художника. С 1879 г. Нестеров начал принимать участие в организованных в Училище ученических выставках. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Все они написаны в традициях русского передвижничества. В Училище Нестеров пробыл три года. В 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг. Образ любимой жены прослеживался во многих последующих работах художника. В 1887 году им были созданы три варианта «Царевны», а потом картина «Христова невеста» — на всех этих работах запечатлены черты лица покойной. Работой, раскрывающей душевную красоту и глубокую безысходную скорбь русской женщины, стала картина «За приворотным зельем»(1888). В основе её лежит тема неразделённой любви — на полотне изображена молодая девушка, пришедшая к старому колдуну-мельнику в надежде приворожить «зельем» любимого и нелюбящего или разлюбившего её человека. Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник». На картине изображён старец-монах, ушедший от мирской суеты и нашедший счастье в уединении и светлой тишине угасающей осенней природы. Поразительна глубокая внутренняя гармония, связывающая человека и природу в его картинах. Природа и искусство европейских стран производили на юного художника сильнейшее впечатление. Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала. Картина стала первым из цикла работ, посвящённых Сергию Радонежскому, чей образ не переставал волновать художника на протяжении всей его жизни. С 1889 году художник участвовал в деятельности Товарищества передвижников, в 1896 года стал членом товарищества. Церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Необычным для фресковой живописи того времени было изображение святых на фоне природы. Вслед за Владимирским собором последовали работы в других храмах. В Дворцовой церкви Нестеров в течение 5-6 лет оформил лично более 50 композиций на стенах и иконостасе. Менее сурово он оценивал свою работу в московской Марфо-Мариинской обители, которой увлёкся несравненно больше, чем росписью в Киеве и Абастумане. Последней церковной работой Нестерова стала роспись собора в Сумах. Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «святой Руси». В 1895 году была создана картина «Под благовест»("Монахи"). Детали одной фигуры буквально во всём противопоставлены другой. В 1905 году Нестеров вступил в Союз русского народа. После этого последовал цикл картин, главной темой которых является горестная судьба русской женщины. Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896). За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (1897−1898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры». Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. Эта картина — «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией. На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии. Одной из последних важнейших предреволюционных работ Нестерова было полотно «Душа народа». На картине изображён собирательный образ русского народа — идущее вдоль берега Волги шествие ищущих Бога и правды людей. Лица героев всех его картин написаны с конкретных людей. Первым произведением в новом жанре - портрете, которым художник остался по-настоящему довольным, был портрет его жены Е. П. Нестеровой. Неоднократно Нестеров писал также самого себя — в целом художник создал около десяти графических и живописных автопортретов. Однако главное направление его творчества в послереволюционное время — это портретная живопись. В 1938 году М. В. Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Нестеров скончался в Москве на Новодевичьем кладбище.

Наиболее известные произведения:

* «Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой.» 1885

* «За приворотным зельем», 1888

* «Пустынник», 1888-89

* «Видение отроку Варфоломею», 1889-90

* «Дмитрий, царевич убиенный», 1889

* «Под благовест», 1895

* «На горах», 1896

* «Великий постриг», 1897-98

* «Думы», 1906

* «Святая Русь», 1901-06

* «Молчание», 1903

* «Е. П. Нестерова», 1905

* «О. М. Нестерова», 1906

* «Осенний пейзаж», 1906

* «Портрет Л. Н. Толстого», 1907

* «Лисичка», 1914

* «На Руси. Душа народа», 1916

* «Философы». Портрет П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова 1917

* «Путник», 1921

* «Мыслитель», 1921—1922

* «На озере», 1922

* «Монашенки», 1922

* «Странник», 1922

* «Старец», 1923

* «Девушка у пруда. Портрет Н. М. Нестеровой», 1923

* «У монастырских стен» (1925),

* «Христос, благословляющий отрока», 1926,

* «Гонец», 1930-е годы

* «Сергий и спящий монах», 1932

* «Всадники. Эпизод из истории осады Троице-Сергиевой лавры», 1932

* «Страстная Седмица», 1933

* «Отцы-пустынники и жены непорочны», 1933

* «Портрет скульптора Веры Мухиной», 1940

* «Осень в деревне», 1942