2) Искусство Древнего Египта.Канон в египетском искусстве. Архитектура Древнего Египта: Пирамида Джосера, пирамиды в Гизе, храм царицы Хатшепсут, храмы Луксор и Карнак, их архитектурные особенности.
Религия занимала одно из важнейших мест в египетской культуре. Древние египтяне обожествляли силы природы, зверей, птиц, поклонялись Богам. Покойников клали в гробницы и снабжали всем, чем они обладал при жизни. Искусство Древнего египта более связано с миром мёртвых. чем с миром живых. В Додинастический период уже сформировались лсновные четры Древнеегипетского искусства. Важная особенность египетского искусства - канон ( свод правил, применяемый к живописи и скульптуре ).В то время в живописи и в рельефах утвердилось распластывание фигуры на плоскости. Лицо и ноги человека изображались в профиль, глаз и торс в фас, а нижняя часть тела - лёгкий поворот в три четверти. Первым крупнейшим архитектурным памятником Древнего Египта является пирамида фараонв Джосера. Её возвёл зодчий Имхотеп. Это ступенчатая пирамида, сложенная из белых известняковых блоков, её высота 60 метров. Другим крупнейшим памятникиком являются пирамиды в Гизе.Они названы по именам трёх фараонов 4 династии: Хеопс, Хефрен и Микерин.Самая величественная из них пирамида Хеопса ( около 2700 года до н. э. ) Её архитектора звали Хемиун, а её высота составляет 147,5 метров.Его строили 20 лет. Одним из самых знаменитых храмов является храм царицы Хатшепсут. Этот храм построил архитектор Сенмут. Храм стоит у подножиякруто обрывающихся скал, благодаря чему создаётся ощущение, что он сливается с ними. Выдающимиси строениями Нового царства также являются храмы Луксор и Карнак. Оба эти храмы построены по одному и тому же принципу. Перед ними помещалась аллеи сфинксов. Вход в храм обрамляли величественные пилоны, а возле них высились скульптурные изваяния фараонов - колосы, их высота составляет 20 метров. Первый зал в храмах насчитывал множество колонн, украшенных рельефами. Этот зал назывался гипостильным. После него можно было пройти в маленькое тёмное святилище.
3) Исскуство Древней Греции. Периоды греческой культуры. Ордерная система в греческом искусстве. Храмы афинского Акрополя.Скульптура классической Греции: Мирон "Дискобол", Поликлет "Дорифор", Скопас "Менада", Пракситель "Афродита Книдская", Агесандр "Венера Милосская".
Древнегреческую культуру воспели и открыли мастера эпози Возрождения. Она была провозглашена непревзойдённой и совершенной.Эту культуру называют античной (от латинского слова "Древний").Коренное отличие античной культуры от других вытекает из греческой мифологии. В греческих мифах уже нет богов в образе зверей, которые ранее олицетворяли грозную давящую силу, злые стихии, власть природы над человеком.Человек стал мерой всех вещей, поэтому богам приписывались все черты человека.Смерть греки принимали со смирением, осозновая, что рано или поздно любая человеческая душа окажется во мрачном подземном царстве. В искусстве греки пытались выразить свои идеалы красоты и представление о счастье. В период архаики был создан единый архитектурный язык-ордерная система, благодаря которой храмы строились по определённой системе и модулю. Несущими частями в храмах были стереобат и его верхзняя часть стилобат, стоящие на нём колонны (капитель-клава колонны). На колоннах размещалась кровля с антаблементом, состоящим из трёх частей: архитрава, карниза и фриза. Фриз украшали триглифами и метопами.В афинский Акрополь входили несколько храмов. Самыми знаметыми являются Парфенон (спректирован Иктином и Калликратом. Там находились статуя Афины парфенос. Храм построен в дорическом стиле, но не выглядит массивным и приземистым. Внутри были ионические колонны. а снаружи ионический фриз, фронтоны украшались рельефами и круглой скульптурой.) и Эрехтейон (Изящный шедевр ионического искусства. Функцию колонн выполняют шесть стройных девушек.).Здание Пропилей было парадными воротами Акрополя.
Ордера:
- Дорический (назван в честь дорийцев - воинствующего народа. Храмы отличались суровостью, массивностью, приземистостью и тяжеловесностью).
- Ионический (назван в честь ионийцев. Ионика связывалась с женским началом, поэтому храмы были лёгкими, стройными и изящными. Капители украшались волютами (завитками)).
- Коринфский (Его связывают с девичьим началом.капители украшались стилизованным растительным орнаментом)
В истории Древней Греции выделяют несколько периодов:
1) Геометрика (Гомеровский период) 11-8 века до н.э.(схематические бронзовые статуэтки и большие расписные сосуды. В росписях преобладал Геометрический стиль).
2) Архаика 7-6 вв. до н.э. (Развивается скульптура и архитектура.Типы архитектурных сооружений: -периптеры
-антовые храмы
-простилы
-амфипростилы
3) Классика 5-4 вв. до н.э.
-ранняя классика 490-450 года до н.э. (Пифагор Регийский "Мальчик, вынимающий занозу"; "возничий"; Мирон "Дискобол"(движение))
-высокая классика 450-400 года до н.э. (Поликлет "Дорифор"(физическая красота); Афинский акрополь восстановлен).
-поздняя классика 400-323 года до н.э. (Скопас "Менада"(обнажённая девушка в движении); Пракситель "Гермес с младенцем" и "Отдыхающий Эрот" и "Афродита Книдская"(обнажённая афродита, вышедшая из воды))
4) Эллинизм 3-1 вв. до н.э. ("Лаокоон и его сыновья"; "Ника самофракийская"; "Венера Милосская"(найдена на острове Мелос. строгая и сдержанная поза, взгляд полон покоя.))
4)Искусство Византии. Архитектура Византии: базиликальный и крестокупальный тип храма. Храм Святой Софии. Иконописный канон.
Римская империя разделилась на Западную и Восточную части.На смену язычеству пришло христианство. Христиане не призновали идеи античногокульта,который воспевал физическую красоту и мощь человека. Красота телесная была отвергнута в пользу красоты телесной.Первые надгробные портреты называли фаюмскими. Храм был преднозначен не только для вместилища статуй и божества, но и для молитв. Самым выдающимся храмом является Софийский чобор в Константинополе, построенный архитекторами Анфимием и Исидором.Он сочетает в себе две архитектурные формы- базиликанскую и крестово-купольную, что придаёт храму непостежимость и иллюзию чуда. Собор не кажется слишком большим снаружи, но внутри поражает своим простором. Центральный купол с множеством окон поддерживается двумя более низкими, которые имеют по два маленьких полукупола. Главными формами Византийской живописи являются мозаики, фрески и иконы. Икона - священный образ, перед которым предстоят и молятся. Одна из самых почитаемых икон - Богоматерь Владимирская, она привезена к нам из Византии.
Появились новы типы храмов:
-базиликанский (прямоугольное в плане здание, разделённое на продольные галереи, образованные нефами (столбами), которые завершались апсидами (полукруглыми пристройками). Продольные нефы пересекались поперечным нефом (трансептом), благодаря такому устройству в плане здания образовывался удлинённый латинский крест.Распространялся тип в Западной Европе.)
-крестово-купальный (квадратное зхдание, в плане которого тоже образовывался крест, но уже равноконечный. В центре располагался купол, символизирующий небесный свод. Распространялся на Руси Византийской империи.)
- 1) Виды и жанры искусства.
- 2) Искусство Древнего Египта.Канон в египетском искусстве. Архитектура Древнего Египта: Пирамида Джосера, пирамиды в Гизе, храм царицы Хатшепсут, храмы Луксор и Карнак, их архитектурные особенности.
- 5)Романский стиль в искусстве. Архитектура романского стиля. Романские замки. Собор в Вормсе.
- 6) Готический стиль в искусстве. Архитектура готического стиля. Готические соборы: Собор Парижской Богоматери,Кельнский собор.
- 7) Искусство Возрождения в Италии. Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Боунарроти - крупнейшие представители этой эпохи. Рассказать о творчестве одного из художников.
- 8) Искусство Возрождения в Северной Европе (Нидерланды, Германия).
- 10)Голландская живопись 17 века. Творчество Рембрандта.В отношении тематики и изобразительных приемов в голландской живописи 17 века всецело господствует начало реализма.
- 11) Барочная живопись п. Рубенса.
- 14, 15, 16) Архитектура Киевской Руси. Храм святой Софии в Киеве.
- 17) Храмы Московского Кремля. Успенский собор. Благовещенский собор, Архангельский собор.
- 18) Шатровое зодчество на Руси. Церковь вознесения в селе Коломенское, церковь в селе Дьяково, Храм Василия Блаженного.
- 19) Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий - наиболее яркие представители русской средневековой живописи.
- 22) Живопись 18 века. Ф.Рокотов, д.Левицкий, в.Боровиковский. Рассказать о творчестве одного из этих художников.
- 23) Портретное творчество о.Кипренского.
- 25) Родоначальник русского национального пейзажа а.Венецианов.
- 26) Родоначальник реалистического направления в искусстве п.Федотов.
- 27) Товарищество Передвижных выставок - появление организации, художественное направление передвижников.
- 28) Творчество Перова.
- 29) Творчество Крамского.
- 30) Творчество Айвазовского.
- 31) Творчество Шишкина.
- 32) Творчество Куинджи.
- 33) Творчество Левитана.
- 34) Творчество Васильева и Саврасова.
- 35) Творчество Репина.
- 36) Творчество Сурикова.
- 37) Творчество Серова.
- 38) Творчество Нестерова.
- 39) Творчество Врубеля.
- 40) Импрессионизм в искусстве. Коровин как представитель импрессионизма.
- 41) Творчество к.Петрова-Водкина.
- 42) Живопись а.Дайнеки.
- 43) Национальное идейное творчество п.Д.Корина.
- 44) Живопись Пластова.