9.Итальянское Возрождение
Возрождение родилось в Италии, и охватывает период с 13 по 16 вв. Это грандиозное культурное движение было призвано, возрождая к новой жизни античность, открыть перспективы развития западной культуры Нового времени. Человек вновь становится главной темой искусства. От античности идет осознание того, что самой совершенной формой в природе является человеческое тело. Гуманистическая культура Возрождения пронизана мечтой о новом человеке и его новом духовном развитии. Италия в то время не была единым государством, что и определило особенность искусства – это различные школы: флорентийская, сиенская и т.д. В эту эпоху развивается станковая живопись, появляется светский портрет (фра – монах).
Возрождение подразделяется на несколько этапов: 1й – треченто (13-14 вв.); 2й – кватроченто (15в.); 3й - чинквеченто (посл. 20 лет 15 в. – перв. 30 лет 16в.).
Ведущим видом изобразительного искусства треченто была живопись: наиболее типична — сиенская школа живописи. В это время творил великий флорентиец, родоначальник реалистического направления Джотто ди Бондоне.
Джотто ди Бондоне (1267- 1337) преодолел византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, а также разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. В работах Джотто отброшена символика византийского искусства, угадана высшая простота, нет ничего лишнего, все внимание художника сосредоточено на главном. Из работ Джотто лучше всего сохранились фрески Капеллы дель Арена в городе Падуя. Искусству Джотто свойственен определенный психологизм, который особенно отчетливо проявился в одной из известнейших фресок – "Поцелуй Иуды". Это противопоставление 2х профилей – у Христа он правильный, благородный, у Иуды – безобразный. Джотто был не только живописцем: по его проекту была построена кампанила собора Санта-Мария-дель-Фьоре , которая и по сей день украшает Флоренцию своим легким сквозным силуэтом, контрастируя с мощным куполом собора.
Также в этот период творили: Фра Анжелико и Мазаччо. Художники насыщают свои работы деталями, стремятся передать движение, уходят от статики изображения, ищут новые жесты и расположение фигур в пространстве (напр. Изгнание из рая Адама и Евы – Мазаччо). Композиции становятся сложнее, есть стремление передать объем человеческой фигуры и деталей (деревья, цветы). В религиозные темы начинает входить окружающая среда.
Кватроченто характеризуется расцветом архитектуры, живописи и скульптуры. В этот период в Италии работала целая плеяда выдающихся мастеров, и среди них — архитектор Брунеллески, скульптор Донателло. Также - Альберти, Гиберти, Боттичелли.
В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески.
Лоренцо Гиберти — один из величайших мастеров рельефа. В ранних его работах (напр. рельефы для северных дверей баптистерия собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции) ещё сохраняется утончённая готическая орнаментальность и ювелирная тонкость, в зрелых работах - возвышенная гармония античных памятников.
Самая знаменитая работа Гиберти – бронзовые рельефы для третьих дверей флорентийского баптистерия. В каждой из десяти сложнейших многофигурных композиций совмещено несколько библейских эпизодов. Изящные фигуры переданы в полном соответствии с натурой, помещены в насыщенное пейзажными и архитектурными мотивами пространство фона, построенное по законам перспективы. Гиберти первым среди итальянских скульпторов добился «картинного» построения рельефа, пространство которого строится с помощью как живописных, так и пластических средств. Рельефы «райских дверей» являются одной из вершин флорентийского ренессансного искусства.
В период кватроченто ярко проявились признаки новой, буржуазной культуры и зарождение нового, буржуазного мировоззрения. Сюжеты языческие и христианские переплетаются, трансформируются, сообщая специфически сложный характер. Кватроченто черпает свои сюжеты и образы и из Священного Писания, и из античной мифологии (Боттичелли «Рождение Венеры»), из рыцарских легенд, из наблюдений самого художника сиюминутной жизни.
Чинквеченто - период конца Высокого Возрождения и Позднего Возрождения. В это время работали величайшие мастера Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарротти, Рафаэль Санти и Тициан. Период имеет 2 школы: флорентийскую и венецианскую. Искусство этого времени было пронизано гуманизмом, верой в творческие силы человека, в неограниченность его возможностей, в разумное устройство мира, в торжество прогресса.
Леонардо да Винчи — великий итальянский художник и ученый, яркий представитель типа «универсального человека» — идеала итальянского Ренессанса. Он являлся основателем искусства Высокого Возрождения.
Самой большой работой Леонардо, высшим достижением его искусства была роспись стены в монастыре Санта Мария делла Грацие на сюжет «Тайной вечери». Леонардо изобразил момент реакции всех двенадцати апостолов на слова учителя. Эта реакция различна, но в картине нет никакой внешней аффектации, все полно сдержанного внутреннего движения. В отличие от многих работ Кватроченто в росписи Леонардо нет никаких иллюзионистических приемов, позволяющих реальному пространству переходить в изображаемое.
Портрет Моны Лизы Джоконды — это решающий шаг на пути развития ренессансного искусства. Впервые портретный жанр стал в один уровень с композициями на религиозную и мифологическую темы. Плавный контур фигуры, и мягкая моделировка лица и рук. Леонардо создает ощущение живого тела.
Микеланджело Буонарроти — скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Ренессанса, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов.
В Риме он создает скульптурную композицию «Пьета», одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Господствующими в этой композиции являются такие черты как цельность героического образа, классическая ясность монументального художественного языка. Фигуры Марии и Христа образуют в композиции пирамиду, сообщающую группе устойчивость и законченность.
Во Флоренции Микеланджело создал статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела. В прекрасном образе Давида, в его суровом лице скульптор передал титаническую силу страсти, непреклонную волю, гражданское мужество, безграничную мощь свободного человека. Изображает его Микеланджело юношей в полном расцвете сил, перед битвой, в момент наивысшего напряжения сил.
Как художник Микеланджело выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В той же Сикстинской капелле он исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Из архитектурных работ Микеланджело самой великой является ансамбль площади Капитолия и Собор св. Петра в Риме.
В искусстве Рафаэля Санти обрели зрелое решение две основные задачи: пластическое совершенство человеческого тела и сложная многофигурная композиция. Вершина рафаэльевского духа и мастерства — «Сикстинская мадонна». Картина насыщенна высокой духовностью и трагизмом. Фигуры объединены и общим золотым колоритом, как бы олицетворяющим Божественное сияние.
Творчество Тициана отличается исключительно широким и разносторонним охватом типов и жанров живописи. Он один из создателей монументальной алтарной картины, пейзажа как самостоятельного жанра, различных типов портрета, в том числе и торжественно-парадного. Трагическая тема одиночества страдающего героя (Святой Себастьян, Вознесение Девы Марии (Асунта), Венера).
В период чинквеченто в искусстве на первый план выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образ прекрасного, гармонично развитого, сильного духом и телом человека-героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности.
Возрождение или Ренессанс – одна из величайших эпох, этап в развитии мирового искусства между Средними веками и Новым временем. Гуманизм провозгласил человека мерой всех вещей. Возросла роль творческой личности. Были открыты законы: перспективы, света и тени и анатомии.
- 1.Виды искусства.
- 2.Искусство первобытного общества.
- 3. Искусство Междуречья.
- 4.Искусство древнего Египта.
- Искусство Нового Царства. Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над азиатскими племенами гиксосов.
- 5.Искусство Древней Греции
- 7. Романское искусство
- 8.Готическое искусство.
- 9.Итальянское Возрождение
- 10. Германское Возрождение.
- 11.Нидерландское Возрождение.
- 12.Архитектура барокко.
- 14. «Малые голландцы».
- 15.Творчество Рембрандта.
- 16. Архитектура классицизма.
- 17. Скульптура барокко.
- 18.Живопись классицизма.
- 19.Скульптура классицизма.
- 20. Европейское искусство первой половины 19 века.
- 21. Европейское искусство второй половины 19 века.
- 23. Архитектура 20 века (Европа).
- 24. Европейская скульптура 20 века.
- 25.Европейская живопись 20 века.
- 26. Искусство Киевской Руси.
- 27. Искусство Владимира, Суздали. Искусство Владимиро-Суздальского княжества XII-XIII вв.
- 28. Искусство Новгорода, Пскова.
- 31. Русское искусство первой половины 18 века.
- 32. Русское искусство второй половины 18 века.
- 33. Русское искусство первой половины 19 века. Федотов, Иванов.
- Изобразительное искусство первой половины XIX века (о.А. Кипренский, в.А. Тропинин, а.Г. Венецианов, п.А. Федотов, к.П. Брюллов, а.А. Иванов)
- 35. Русское искусство второй половины 19 века. Передвижники.
- 38. Исторический и батальный жанр в творчестве передвижников.
- 39.Поиски своей темы: Репин, в. Васнецов, Ярошенко.
- 41.Русское искусство 1900 – 1917 годов.
- 42. Советское искусство 1917 – 1930 годов.
- 43.Советское искусство 1931 – 1945 годов.
- Живопись
- Графика
- Скульптура
- Архитектура
- Период 1960-1980-х гг
- Живопись
- Скульптура
- Архитектура
- 45. Советская архитектура.
- 46. Советская скульптура.
- 47. Суровый» стиль советской живописи.
- 48.«Лирический» стиль советской живописи.
- 49. Постмодернизм в российском искусстве.
- 50.Лауреаты Ленинской премии.
- 52 . Идеи дизайна в эпоху промышленных революций.
- 54. Принципы формообразования модерна.
- 55.Макинтош и «школа Глазго».
- 56.Строгановское училище и художественно-промышленное образование.
- 57. Новые стили в Европе конца 19 века – начало 20 века.
- 59. Русский модерн: поиски стиля.
- 60.Баухауз как прообраз дизайнерской школы.
- 61. Вхутемас и вхутеин.
- 62.Советский дизайн 20 годов.
- 63. Cоветский дизайн 30 годов.
- 64. От ар-деко до аэростиля.
- 65. Дизайн Европы второй половины 20 века
- 66.Феномен японского дизайна.
- 67.Современное искусство и дизайн.
- 68. Советский дизайн: мечты, эксперименты, действительность.
- 69. Сша второй половины 20 века – формирование общества потребления.
- 70. Британский дизайн второй половины 20 века.
- 71. Германский дизайн второй половины 20 века. Ульмская школа.
- 72. Итальянский дизайн второй половины 20 века.
- 73. Французский дизайн второй половины 20 века.
- 74. Скандинавский функционализм.
- 75. Дизайн на рубеже 21 века.