8.Готическое искусство.
Готика – художественный стиль, возникший в сер 12 века во Франции и распространившийся в Западной, Центральной и частично восточной Европе. Термин "готика" введён в эпоху Возрождения как обозначение всего средневекового искусства, считавшегося "варварским". С начала 19 в., когда для искусства 10 - 12 вв. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики. Различают периоды: ранняя, зрелая или высокая, поздняя – «пламенеющая» готика.
Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с "высшими" иррациональными силами. Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка.
Готический собор описывался как модель мира и символ бесконечности. Выражал христианскую идею духовности, устремления ввысь. Основная композиционная доминанта – вертикаль. Готический храм сохранил базиликальную форму. Его основой стала каркасная система из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок. Кладка сводов начиналась с двух диагонально перекрещивающихся арок – нервюр, которые составляли ребра перекрытия. Использование стрельчатых арок – отличительная черта готической архитектуры. Опорные столбы укрепляли контрфорсами (опорами стен) и аркбутанами (часть арки). Такая конструкция стала нововведением готики. Вынесение наружу конструктивных элементов, поддерживающих крестовый свод, помогало создать огромное, несоизмеримое с человеком, пространство интерьера. Стены собора были прорезаны многочисленными окнами с витражами. Устремленность собора ввысь была подчеркнута ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, порталами и окнами, удлиненными статуями, богатыми декоративными деталями.
Готический собор идеальным образом подходил для синтеза искусств: архитектуры, скульптуры, витражей – основного вида готической живописи, декоративного искусства. Порталы и алтарные преграды были сплошь украшены статуями, скульптурными группами, орнаментами. На фасадах и крыше размещались скульптуры зверей (химеры или горгульи). Во Франции – собор Нотр - Дам в Париже, соборы в Реймсе, Амьене, Шартре; в Германии – собор в Кельне; в Англии – Вестминстерское аббатство в Лондоне.
Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура. Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Городская жизнь порождает новые типы здания, прежде всего гражданского назначения: биржа, таможня, суд, больницы, склады, рынки и т. д. Складывается облик городского муниципалитета — ратуши. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы; узкие фасады 2-, реже 3-этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями.
В готике происходит обогащение и расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековые представления о мире. В скульптуре и живописи стали развиваться портретный и пейзажный жанры. Образам присущи индивидуальные черты, одухотворенность и возвышенность. Основным видом изобразительного искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека. На порталах соборов ясно обозначались 3 темы скульптурного декора: Страшный суд; цикл, посвященный Марии; цикл, связанный с патроном храма или почитаемым местным святым.
Для поздней ("пламенеющей") готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проемов (церковь Сен-Маклу в Руане). В поздней готике получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматичной (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых, переданных с беспощадной правдивостью. Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14-15 вв.). В миниатюрах (часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объема.
Эпоха готики – время расцвета книжной миниатюры, эмалей, художественного ткачества, декоративных изделий из серебра, драгоценных камней и слоновой кости (лиможские эмали). Готический стиль объединил в единый ансамбль художественные предметы быта, мебель, одежду, украшения и архитектуру. Мебель и предметы церковной утвари в миниатюре повторяли форму, композицию и детали архитектурных сооружений.
Готический стиль в разных странах имел ярко выраженные национальные черты. Во Франции – ясность пропорций, чувство меры, изящность форм. В Англии – тяжеловесность, перегруженность композиции, излишество архитектурных деталей. В Германии готика получила более отвлеченный, мистический и страстный по выражению характер. В Испании готические формы обогатились элементами мусульманского искусства. В Италию 13 в. проникли лишь отдельные готические элементы, в 15 – готика распространилась повсеместно.
- 1.Виды искусства.
- 2.Искусство первобытного общества.
- 3. Искусство Междуречья.
- 4.Искусство древнего Египта.
- Искусство Нового Царства. Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над азиатскими племенами гиксосов.
- 5.Искусство Древней Греции
- 7. Романское искусство
- 8.Готическое искусство.
- 9.Итальянское Возрождение
- 10. Германское Возрождение.
- 11.Нидерландское Возрождение.
- 12.Архитектура барокко.
- 14. «Малые голландцы».
- 15.Творчество Рембрандта.
- 16. Архитектура классицизма.
- 17. Скульптура барокко.
- 18.Живопись классицизма.
- 19.Скульптура классицизма.
- 20. Европейское искусство первой половины 19 века.
- 21. Европейское искусство второй половины 19 века.
- 23. Архитектура 20 века (Европа).
- 24. Европейская скульптура 20 века.
- 25.Европейская живопись 20 века.
- 26. Искусство Киевской Руси.
- 27. Искусство Владимира, Суздали. Искусство Владимиро-Суздальского княжества XII-XIII вв.
- 28. Искусство Новгорода, Пскова.
- 31. Русское искусство первой половины 18 века.
- 32. Русское искусство второй половины 18 века.
- 33. Русское искусство первой половины 19 века. Федотов, Иванов.
- Изобразительное искусство первой половины XIX века (о.А. Кипренский, в.А. Тропинин, а.Г. Венецианов, п.А. Федотов, к.П. Брюллов, а.А. Иванов)
- 35. Русское искусство второй половины 19 века. Передвижники.
- 38. Исторический и батальный жанр в творчестве передвижников.
- 39.Поиски своей темы: Репин, в. Васнецов, Ярошенко.
- 41.Русское искусство 1900 – 1917 годов.
- 42. Советское искусство 1917 – 1930 годов.
- 43.Советское искусство 1931 – 1945 годов.
- Живопись
- Графика
- Скульптура
- Архитектура
- Период 1960-1980-х гг
- Живопись
- Скульптура
- Архитектура
- 45. Советская архитектура.
- 46. Советская скульптура.
- 47. Суровый» стиль советской живописи.
- 48.«Лирический» стиль советской живописи.
- 49. Постмодернизм в российском искусстве.
- 50.Лауреаты Ленинской премии.
- 52 . Идеи дизайна в эпоху промышленных революций.
- 54. Принципы формообразования модерна.
- 55.Макинтош и «школа Глазго».
- 56.Строгановское училище и художественно-промышленное образование.
- 57. Новые стили в Европе конца 19 века – начало 20 века.
- 59. Русский модерн: поиски стиля.
- 60.Баухауз как прообраз дизайнерской школы.
- 61. Вхутемас и вхутеин.
- 62.Советский дизайн 20 годов.
- 63. Cоветский дизайн 30 годов.
- 64. От ар-деко до аэростиля.
- 65. Дизайн Европы второй половины 20 века
- 66.Феномен японского дизайна.
- 67.Современное искусство и дизайн.
- 68. Советский дизайн: мечты, эксперименты, действительность.
- 69. Сша второй половины 20 века – формирование общества потребления.
- 70. Британский дизайн второй половины 20 века.
- 71. Германский дизайн второй половины 20 века. Ульмская школа.
- 72. Итальянский дизайн второй половины 20 века.
- 73. Французский дизайн второй половины 20 века.
- 74. Скандинавский функционализм.
- 75. Дизайн на рубеже 21 века.