logo
otvety_na_gosy

8.Готическое искусство.

Готика – художественный стиль, возникший в сер 12 века во Франции и распространившийся в Западной, Центральной и частично восточной Европе. Термин "готика" введён в эпоху Возрождения как обозначение всего средневекового искусства, считавшегося "варварским". С начала 19 в., когда для искусства 10 - 12 вв. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики. Различают периоды: ранняя, зрелая или высокая, поздняя – «пламенеющая» готика.

Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с "высшими" иррациональными силами. Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка.

Готический собор описывался как модель мира и символ бесконечности. Выражал христианскую идею духовности, устремления ввысь. Основная композиционная доминанта – вертикаль. Готический храм сохранил базиликальную форму. Его основой стала каркасная система из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок. Кладка сводов начиналась с двух диагонально перекрещивающихся арок – нервюр, которые составляли ребра перекрытия. Использование стрельчатых арок – отличительная черта готической архитектуры. Опорные столбы укрепляли контрфорсами (опорами стен) и аркбутанами (часть арки). Такая конструкция стала нововведением готики. Вынесение наружу конструктивных элементов, поддерживающих крестовый свод, помогало создать огромное, несоизмеримое с человеком, пространство интерьера. Стены собора были прорезаны многочисленными окнами с витражами. Устремленность собора ввысь была подчеркнута ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, порталами и окнами, удлиненными статуями, богатыми декоративными деталями.

Готический собор идеальным образом подходил для синтеза искусств: архитектуры, скульптуры, витражей – основного вида готической живописи, декоративного искусства. Порталы и алтарные преграды были сплошь украшены статуями, скульптурными группами, орнаментами. На фасадах и крыше размещались скульптуры зверей (химеры или горгульи). Во Франции – собор Нотр - Дам в Париже, соборы в Реймсе, Амьене, Шартре; в Германии – собор в Кельне; в Англии – Вестминстерское аббатство в Лондоне.

Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура. Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Городская жизнь порождает новые типы здания, прежде всего гражданского назначения: биржа, таможня, суд, больницы, склады, рынки и т. д. Складывается облик городского муниципалитета — ратуши. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы; узкие фасады 2-, реже 3-этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями.

В готике происходит обогащение и расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековые представления о мире. В скульптуре и живописи стали развиваться портретный и пейзажный жанры. Образам присущи индивидуальные черты, одухотворенность и возвышенность. Основным видом изобразительного искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека. На порталах соборов ясно обозначались 3 темы скульптурного декора: Страшный суд; цикл, посвященный Марии; цикл, связанный с патроном храма или почитаемым местным святым.

Для поздней ("пламенеющей") готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проемов (церковь Сен-Маклу в Руане). В поздней готике получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматичной (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых, переданных с беспощадной правдивостью. Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14-15 вв.). В миниатюрах (часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объема.

Эпоха готики – время расцвета книжной миниатюры, эмалей, художественного ткачества, декоративных изделий из серебра, драгоценных камней и слоновой кости (лиможские эмали). Готический стиль объединил в единый ансамбль художественные предметы быта, мебель, одежду, украшения и архитектуру. Мебель и предметы церковной утвари в миниатюре повторяли форму, композицию и детали архитектурных сооружений.

Готический стиль в разных странах имел ярко выраженные национальные черты. Во Франции – ясность пропорций, чувство меры, изящность форм. В Англии – тяжеловесность, перегруженность композиции, излишество архитектурных деталей. В Германии готика получила более отвлеченный, мистический и страстный по выражению характер. В Испании готические формы обогатились элементами мусульманского искусства. В Италию 13 в. проникли лишь отдельные готические элементы, в 15 – готика распространилась повсеместно.