logo
otvety_na_gosy

4.Искусство древнего Египта.

Историю Древнего Египта, охватывающую несколько тысяч лет, принято делить на следующие основные этапы: Додинастический период (4 тысячелетие до н. э.), Древнее царство (3200—2400 гг. до н. э.), Среднее царство (21 в.—начало 19 в. до н. э.), Новое царство (16 в.—12 в. до н. э.), Позднее время (11 в.—332 г. до н. э.).

В VIII тысячелетии до н.э. в северо-восточной Африке, в нижнем течении реки Нил, возникли первые египетские города: Мемфис, Иераконполь и др. Прошло несколько десятков веков, и к III тысячелетию до н.э., в результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта, сложилось одно из древнейших государств на Земле.

Одной из характерных черт Др. Египта является его относительная замкнутость, дававшая возможность стране жить и развиваться во всем своеобразии своей культуры. Самая главная отличительная особенность искусства Др.Египта в призвании обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествленного фараона. Искусство стало на службу интересам верхушки рабовладельческого государства и его главе, оно было призвано в первую очередь создавать памятники, прославляющие царей и знать рабовладельческой деспотии. Памятники древнеегипетского искусства имели культовое назначение. Канонизация художественных образов.

Ведущим видом искусства в Египте была архитектура; все остальные виды подчинялись ей. Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием.  Важным фактором было отсутствие разнообразия строительного материала. Основными архитектурными формами были пирамида, пилон,  колонна  и пандус. Египетское строительное искусство достигло своего совершенства в эпоху фараона Хуфу.

СкульптураДр. Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Др.Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений, как в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, на открытых пространствах и вне храмов. Статуи сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена. Существовали определенные правила изображения египетских богов. Так бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала.

Живопись. Все рельефы в Др. Египте ярко раскрашивались, меньше всего изображений было в гробницах, храмах и дворцах, там рисунки были только на поверхности. Каменная поверхность готовилась к покраске — грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк — и краска ложилась более ровно. Строительные пигменты были минеральными, дабы защитить изображения от солнечного света. Состав краски был неоднородным — яичная темпера, разнообразные вязкие вещества и смолы. В конечном счете настоящая фреска не получалась и не использовалась. Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются. Чаще всего, используя подобные методы, раскрашивались маленькие статуи, особенно деревянные. Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Др. Египта. Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире. Сцены, изображенные на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых. В Новом Царстве вместе с умершим стали хоронить Книгу мертвых. Это считалось важным для загробной жизни. Основными цветами были красный, синий, черный, золотой и зеленый.

Додинастический период (4 тысячелетие до н. э.) В 4 тысячелетии до н. э. общество Нильской долины находилось на стадии постепенного разложения родового строя и перехода к классовому строю и государству. Обычно этот период делят на два этапа — время I культуры и время II культуры. Египет распадался тогда на несколько десятков отдельных областей, которые позднее, в период греко-римского владычества, стали называться по-гречески «номами». Сведения об уровне развития культуры и изобразительного искусства этого периода дают раскопки захоронений.

Устройство захоронений I и II культур. Уже в это время в Египте существовала вера в загробное существование, связанная с магическими представлениями первобытнообщинного строя. Могила мыслилась жилищем умершего, а воображаемый загробный мир — подобием земному. Поэтому умерший снабжался теми предметами, которые служили ему при жизни.

Могилы I культуры, как и наиболее ранние жилища, имели овальную форму и представляли собой ямы, перекрытые ветками и циновками. В период II культуры появились могилы прямоугольной формы, что соответствовало изменению в плане жилищ верхушки общества. Стены этих могил выкладывали кирпичом-сырцом, а сверху их перекрывали ложным сводом из необожженного кирпича. Особенно тщательно оформляли могилу вождя, так как считалось, что «вечное» существование его обеспечивало благоденствие всей общине.

В период первых династий появляются специальные «дома после жизни» — мастабы — погребальные здания, состоявшие из подземной погребальной камеры и каменного сооружения над поверхностью земли. 

В период II культуры в захоронениях встречаются орудия из меди и такие изделия, как сосуды и бусы, дающие возможность судить о том, что египтяне уже умели полировать и сверлить камень, разрезать слоновую кость, изготовлять глиняную утварь, плести циновки, прясть и ткать лен.

В древнейших захоронениях найдены небольшие (иногда всего 3 см длины) статуэтки животных из глины, слоновой кости и различных пород камня. Фигурки эти отличаются верной, хотя и обобщенной передачей наиболее характерных черт каждого животного: сидящей обезьянки, лежащего льва, собаки, вола.

Расписные сосуды и росписи I и II культур. Особенно интересны сосуды из глины, наиболее ранние из которых расписаны несложным белым орнаментом по красному фону глины, а более поздние — рисунками, которые исполнены красно-коричневой краской по желтоватой поверхности сосуда и отражают древнейшие заупокойные и земледельческие обряды.

Скульптура I и II династий. В искусстве первых династий складывается более реалистический образ человека. Наиболее важным памятником этого времени является шиферная плита фараона Нармера (Каирский музей), высотой в 64 см, с обеих сторон покрытая рельефными изображениями и краткими иероглифическими надписями, рассказывающими о победе Нармера, царя Верхнего Египта, над Нижним Египтом и объединении долины Нила в единое государство. Наиболее важная черта в плите Нармера– передача объемного тела на плоскости. Все лица Лица изображены в профиль, чтобы подчеркнуть ленту повествования.

Период Древнего царства — это время образования примитивного рабовладельческого общества и окончательного сложения всех основных форм египетской культуры.

«Заупокойный культ» в Древнем царстве получает дальнейшее развитие, особенно в связи с культом обожествленного царя. Возникает представление о «двойнике» человека, по-египетски «ка». «Двойник» является отражением тела, его «духом». Поэтому очень рано возникает забота о сохранении тела, о мумификации его. А так как мумификация не всегда достигала цели, то уже очень рано, при первых династиях, пытались заменить тело подобием его, статуей, по возможности портретной, из «вечного» камня, из наиболее твердых и прочных пород его. Так скульптура — один из видов изобразительного искусства — с самого начала египетской истории развивается в зависимости от заупокойного культа. В этот период создаются такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Период Среднего царства. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельныеномы(области) государство в XXI веке до н. э. снова объединилось под властью фиванских правителей — этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, номархи, стали богаче и самостоятельнее. Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю, — привилегии высоких титулов, религиозных церемоний. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территорииномов. Пирамиды же стали меньше размерами. Это приводит к тому, что с одной стороны снижается пафос монументальности.А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности.