logo
otvety_na_gosy

63. Cоветский дизайн 30 годов.

В молодой Советской России, в условиях отсталого, но находящегося на подъеме производства, художники становились изобретателями и пропагандистами вещей. Именно благодаря художникам, а не механизмам рынка, появлялись новые вещи, рассчитанные на нового потребителя, часто благодаря художникам перестраивалось производство. Попутно дизайнер (художник) выполнял на производстве и совершенно ему несвойственные функции: грамотного инженера, организатора оформления производственной среды. Идея стандартизации в 30-е годы шла в производство в том числе и из дизайна, и была связана с принципами авангарда 20-х годов, представлявшего весь мир, и предметный в том числе, в виде комбинаций из заданных форм-элементов.

Развитие советского дизайна в 30-е годы шло в трех основных направлениях: конструирование новой техники, оформительское искусство и самодеятельное техническое творчество и изобретательство. В это время в СССР вводились первые общесоюзные стандарты на комплектующие изделия, широко внедрялась технология штамповки и объемного формования, помимо расчета конструкций на прочность, в условиях развития транспорта, новых скоростей, инженеры начинали учитывать и аэродинамическое сопротивление. Не только в авиации, автомобилестроении, электротехнике, но ив бытовых приборах, светильниках, мебели стали применять пластмассы (бакелит, целулоид, плексиглас) и новые декоративные защитные покрытия металла (хромирование и никелирование). Несмотря на то, что обтекаемые формы в критических статьях называли «буржуазной» модой, аэродинамичность форм нельзя было отменить правительственными постановлениями, она получала все большее распространение.

Появление аэродинамических форм было вызвано не только модой, но и новыми технологиями объемного формования, штамповки, которые все больше использовались в промышленности. От конструкций рам и внутренних каркасов дизайнеры и инженеры переходили к конструкциям-оболочкам. В автомобилестроении это получило название «несущий кузов».

В 30-е годы массовое техническое творчество, изобретательство захватило не только инженеров и рабочих, но и художников, а также представителей других профессий. В фантастических проектах воплощались технические мечты о будущем, об освоении морских глубин и воздушных океанов, о новых скоростях и т.д.

Развитие транспортного дизайна в СССР в начале 30-х подчинялось общим закономерностям развития техники во всем мире. Инженер А. Н. Кириллов, автор самого популярного из довоенных авто «М1». Согласно «законам автоэстетики Кириллова» Каждая деталь авто должна подчеркивать основное назначение машины–движение, автомобиль должен иметь легкие скругленные формы с плавно переходящими друг в друга поверхностями.

Первым комплексным объектом советского дизайна стал Московский метрополитен, первые очереди которого сооружались в 30-е годы. Строительство Московского метро носило ярко выраженный политический характер – строился самый лучший в мире метрополитен в столице первого советского гос-ва. Московское метро является одним из первых примеров в отечественной практике решения широкомасштабной дизайнерской задачи комплексной организации предметно-пространственной среды, начиная от интерьеров станций и вагонов, заканчивая их предметным наполнением, системой визуальных коммуникаций. Здесь формировалась единая, слаженно взаимодействующая система, где замысел целого определял характер всех компонентов. По-видимому, именно это определило особую активность нашего транспортного дизайна, развернувшуюся во второй половине 30-х годов.

В середине 30-х гг. под руководством констрктора Владимира Гартвига в СССР началось проектирование гигантского пассажирского глиссера-катамарана «ОСГА 25». Не смотря на значительные размеры судно имело компактную и цельную форму. При постройке глиссера было налажено серийное производство отдельных деталей – кресел, столиков, окон, повторяющих в своей форме все тот же каплеобразный аэродинамический силуэт корабля.

Прогресс техники воспринимался как следствие прогресса социального. Советская фотография 30-х –это именно открытие техники как особой выразительной натуры. Фотографы передавали пафос индустриализации времен первых пятилеток.

В это время художественное конструирование переходит от создания уникальных образцов к подлинно массовому производству. Издержкой развития дизайна тех лет были попытки активизировать выразительность продукции чрезмерным увлечением декоративными мотивами, эмблематикой и пр. (что в большей мере побуждалось общей стилистической тенденцией, развивавшейся в те годы).