logo
otvety_na_gosy

74. Скандинавский функционализм.

Скандинавский дизайн, как направление, берет свое начало приблизительно с 1880 года и охватывает огромные географические районы, включая Данию, Финляндию, Исландию, Норвегию и Швецию. Именно из многообразия этих скандинавских культур, языков, традиций и взглядов родилась философия дизайна, сыгравшего важную роль во всем мире. Сначала лидером была Финляндия, основные представители: Аалто, Сааринен – представитель романтического направления финской культуры. Аалто работает как архитектор и дизайнер, его называют родоначальником финской архитектуры и дизайна. В его творчестве соединилась простота финской национальной архитектуры, которая была очень функциональна, любовь к естественным материалам и теория органической архитектуры, которую развивал Райт, но которую Аалто подсмотрел ещё в детстве у природы и в частности у дерева. Философия его творчества была проста: начиная во время споров «машина и техника в жизни человека», Аалто выбирает золотую середину – среда обитания должна быть удобной, комфортной, экологически чистой, если человек подчинит среду машине, стандартизации, он умрёт. К 40-м годам освоил теоретическую сущность дерева на основе карельской избы: большая карельская изба – жилой и хозяйственный комплекс, множество переходов, галерей, башен, имеет зимнюю и летнюю часть. Такую среду Аалто использовал в своей архитектуре. Основными принципами его станут: открытое свободное пространство, перетекание пространства, большое внимание к естественному освещению, скульптурная форма архитектуры, использование дерева. Большое внимание уделял окружающему пейзажу. Один из самых известных объектов – санаторий Пайомио, где делает знаменитое кресло из гнутой клееной фанеры. Принципы органической архитектуры применил в проекте библиотеке в Выборге – принцип раковины (круглая в плане) Можно сказать, что Аалто сформулировал принципы, которые потом станут общими для скандинавского дизайна.

Ещё один представитель скандинавского дизайна – датский архитектор Арне Якобсон, в его мебели наряду с функцией возникает образ, который присутствует очень ярко – стул муравей, кресло яйцо, диван-лебедь. Ведущие принципы его творчества прослеживаются в работах современных дизайнеров и сейчас. Если бы нужно было охарактеризовать творчество Якобсена в паре слов, ключевым понятие был бы «натурализм», иначе говоря, созвучие с природой и средой. Талант Якобсена обращать сложные решения в изысканные в своей простоте линии стал уникальной приметой датского интерьера.

В 1952 году Арне Якобсен изобрел легендарный стул № 3100, получивший статус мировой классики под именем «Ant». Внедрив в дизайн технологию, позаимствованную из авиа-индустрии, Якобсен совершил прорыв в эру индустриального датского дизайна мебели. Ant стал первым индустриально производимым стулом, у которого спинка и сиденье были сформированы как единое целое. Якобсен пытался использовать наименьший объем материала при его создании и дальнейшем производстве.

Стулья Яйцо (The Egg) и Лебедь (The Swan) стали кульминационным моментом в творческой деятельности Якобсена на основе принципов натурализма. Проектировались как единый элемент интерьера из пластмассы – стиропора. Использование пластмассы позволило достичь оптимальной натуральной формы.

Будучи архитектором и дизайнером, Арне Якобсен разрабатывал и предметы ежедневного пользования – мебель, лампы, столовую утварь, бокалы. Он руководствовался принципом – «Вселенная состоит из сотен мелочей» и стал одним из основоположников эры скандинавского индустриального дизайна.

Одним из коллег Якобсена был Вернер Пантон – тот, кому принадлежат слова «Цвет важнее формы». В скандинавском дизайне Якобсен и Пантон стали пионерами в использовании загнутой в трех плоскостях фанеры, пластмасс, поролона и синтетических тканей. Вернер Пантон сыграл большую роль в определении цветовых предпочтений шестидесятых и семидесятых годов. Он работал мебельным дизайнером, проектировал лампы и фабрики, занимался дизайном интерьеров и выставок.

Международная выставка, проходившая в 1930 году в Стокгольме, выявила в скандинавском дизайне черты классического функционализма. Его основная задача - единство и гармоничное сочетание эстетических и потребительских свойств.

Впоследствии скандинавский дизайн потерял свои изначальные признаки, слишком упростился, схематизировался.