1.Виды искусства.
Познание мира через эмоции и образ. Субъективное отражение объективного мира.
В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство как и наука познает и оценивает мир (в науке через закон, в искусстве через художественный образ). В процессе исторического развития сложились различные виды искусств. Первым попытался дать классификацию искусств др. греческий философ Аристотель – мусические: театр, поэзия, музыка, танец; технические: архитектура, медицина, геометрия.
К нашему времени относится физическая категория искусства. Сложилась современная классификация искусств. В ее основу положены категории времени и пространства:
1. Пространственные (пластические виды искусств – архитектура, все виды ИЗО, скульптура, живопись, декоративное искусство, худ. Фото). Для этой группы главным является композиция, т. е. пространственное построение худ. образа.
2. Временные (динамические – музыка, худ. литература). Главным является не композиция, а разворачивающаяся во времени драматургия.
3. Пространственно-временные (синтетические – театр, хореография, кино, цирк).
Все виды искусства отличаются друг от друга по объектам изображения, по содержанию, по материалам и средствам художественного изображения (лит – слово, изо – цвет, музыка – звук).
Объект искусства создается для эстетического содержания.
Архитектура – один из наиболее древних видов искусства – это искусство строить здания и их комплексы, предназначенные для общественной и частной жизни людей, тесно связано с материальными потребностями человека, является одной из форм материальной культуры. Обязательное требование архитектуры – целесообразность и удобство. В худ-ых образах архитектора отражается характер общественной жизни, уровень духовного развития общества и его эстетические идеалы. Архитектурный замысел раскрывается организацией пространства интерьера или здания, группировкой его объемов в ритмических и пропорциональных отношениях частей и целого. Многообразие общественных потребностей человека рождает многообразие типов архитектуры: жилая, промышленная, общественно-гражданская.
Скульптура – это объемно-пространственный вид искусств, но в отличие от архитектуры она изобразительна – отражает реальный мир человека в материально ощутимых объемных формах.
Скульптура бывает: объемная (круглая), барельеф (низкий рельеф), горельеф (высокий рельеф).
По назначению скульптура бывает:
Монументальная – выражает большие, общие идеи, лаконичными формами воздействует на расстоянии, украшает площади, улицы, архитектурные комплексы.
Станковая – рассчитана на близкое восприятие и предназначена для украшения интерьера, часто решает сложные психологические задачи.
Декоративная – используется для выявления основных членений архитектуры и в украшении быта.
Живопись – воспроизводит явления жизни средствами цветных линий и светотени, переводя на плоскость реальные пространственные измерения, т. е. в 2-хмерном пространстве воспроизводится 3-хмерное. Живопись может передавать все явления жизни и человека, окружающую его среду и фиксирует как бы их в каком-то мгновении.
Делится на 2 вида:
Монументальная – более древняя по происхождению, возникла в органическом единстве с архитектурой и скульптурой в основном при строительстве общественных и культовых зданий, она рассчитана на определенное место, предоставленное ей архитектурным комплексом.
Станковая – называется так потому, что она выполнена на мольберте, не зависит от какого-либо архитектурно-художественного ансамбля, а имеет свое значение.
Для монументальной живописи характерны сложные техники: фреска (роспись стены или потолка здания специальными водяными красками по сырой штукатурке), темпера, мозаика (выкладывают из цветных камней, либо из сплавов из стекла - смальтов), аэрограф.
К станковым техникам относится техника кистью и красками на холсте, картоне, дереве.
Начиная с 17-18 веков появляется новый вид искусства – акварель и пастель, ими обогатился вид изобразительного искусства – графика. Определяющим в графике является линия, а не цвет, средствами выразительности служат линия и градации света и тени, соотношения белых и черных пятен, степень контрастности или мягкости их сопоставления. Специфическая особенность графического языка состоит в лаконичности изобразительных средств, дающих четкое, быстро воспринимаемое изображение главного.
Графика делится на станковую (самостоятельные произведения), книжную иллюстрацию и оформление книги, газетный и журнальный рисунок, прикладную графику, промышленную.
Декоративно-прикладное искусство – разделяется на декоративно-прикладное и декоративное. Это виды искусства, которые являются декоративными, авторскими и одновременно украшающими быт, интерьер. К ним относятся керамика, металл, стекло, дерево, изделия из ткани, мебель, посуда, ковры, вазы. Декоративное искусство – сделано художником в единственном экземпляре, сделано мастером; во многих экземплярах – прикладное искусство, народные промыслы.
Жанры изобразительного искусства: портрет групповой и индивидуальный, пейзаж, натюрморт, марина, бытовой жанр, исторический, батальный. Современная система жанров сложилась к 16-17 векам, но время постоянно ее корректирует, добавляется что-то новое – абстрактная живопись, сюрреалистический жанр (нереальное).
Стиль – это исторически сложившаяся система идейно-художественных принципов, обусловленных социальными отношениями каждой эпохи. «Стиль» - палочка, стержень, бывает стиль эпохи, национальный стиль, стиль школы или художественного направления, индивидуальный стиль художника. Антоним стиля – эклектика.
- 1.Виды искусства.
- 2.Искусство первобытного общества.
- 3. Искусство Междуречья.
- 4.Искусство древнего Египта.
- Искусство Нового Царства. Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над азиатскими племенами гиксосов.
- 5.Искусство Древней Греции
- 7. Романское искусство
- 8.Готическое искусство.
- 9.Итальянское Возрождение
- 10. Германское Возрождение.
- 11.Нидерландское Возрождение.
- 12.Архитектура барокко.
- 14. «Малые голландцы».
- 15.Творчество Рембрандта.
- 16. Архитектура классицизма.
- 17. Скульптура барокко.
- 18.Живопись классицизма.
- 19.Скульптура классицизма.
- 20. Европейское искусство первой половины 19 века.
- 21. Европейское искусство второй половины 19 века.
- 23. Архитектура 20 века (Европа).
- 24. Европейская скульптура 20 века.
- 25.Европейская живопись 20 века.
- 26. Искусство Киевской Руси.
- 27. Искусство Владимира, Суздали. Искусство Владимиро-Суздальского княжества XII-XIII вв.
- 28. Искусство Новгорода, Пскова.
- 31. Русское искусство первой половины 18 века.
- 32. Русское искусство второй половины 18 века.
- 33. Русское искусство первой половины 19 века. Федотов, Иванов.
- Изобразительное искусство первой половины XIX века (о.А. Кипренский, в.А. Тропинин, а.Г. Венецианов, п.А. Федотов, к.П. Брюллов, а.А. Иванов)
- 35. Русское искусство второй половины 19 века. Передвижники.
- 38. Исторический и батальный жанр в творчестве передвижников.
- 39.Поиски своей темы: Репин, в. Васнецов, Ярошенко.
- 41.Русское искусство 1900 – 1917 годов.
- 42. Советское искусство 1917 – 1930 годов.
- 43.Советское искусство 1931 – 1945 годов.
- Живопись
- Графика
- Скульптура
- Архитектура
- Период 1960-1980-х гг
- Живопись
- Скульптура
- Архитектура
- 45. Советская архитектура.
- 46. Советская скульптура.
- 47. Суровый» стиль советской живописи.
- 48.«Лирический» стиль советской живописи.
- 49. Постмодернизм в российском искусстве.
- 50.Лауреаты Ленинской премии.
- 52 . Идеи дизайна в эпоху промышленных революций.
- 54. Принципы формообразования модерна.
- 55.Макинтош и «школа Глазго».
- 56.Строгановское училище и художественно-промышленное образование.
- 57. Новые стили в Европе конца 19 века – начало 20 века.
- 59. Русский модерн: поиски стиля.
- 60.Баухауз как прообраз дизайнерской школы.
- 61. Вхутемас и вхутеин.
- 62.Советский дизайн 20 годов.
- 63. Cоветский дизайн 30 годов.
- 64. От ар-деко до аэростиля.
- 65. Дизайн Европы второй половины 20 века
- 66.Феномен японского дизайна.
- 67.Современное искусство и дизайн.
- 68. Советский дизайн: мечты, эксперименты, действительность.
- 69. Сша второй половины 20 века – формирование общества потребления.
- 70. Британский дизайн второй половины 20 века.
- 71. Германский дизайн второй половины 20 века. Ульмская школа.
- 72. Итальянский дизайн второй половины 20 века.
- 73. Французский дизайн второй половины 20 века.
- 74. Скандинавский функционализм.
- 75. Дизайн на рубеже 21 века.