2.Искусство первобытного общества.
Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества. Ее отсчет начинается со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад. Первобытная культура охватывает древнее искусство, религиозные верования и культы, мировоззрение, также особые традиции и обряды каменного века. Мир культуры был тесно связан с процессом перехода от животного к человеку. И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Одной из особенностей первобытной культуры является ее однородность. Особую роль в жизни человека играли различного рода ритуалы. Они несли информацию о природе и о тесной связи с ней. Ритуальные маски, статуэтки, нательные и наскальные рисунки и другие изобразительные формы и художественные предметы, используемые при совершении обрядов, так же как игры, танцы, театрализованные представления соединяли различные поколения и служили для передачи культурных приобретений из рода в род. Таким образом, первобытное искусство было представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); и рельефы. Первобытную историю человечества традиционно разделяют на палеолит, мезолит и неолит
Палеолит - древний каменный век, первая из двух основных эпох каменного века. Палеолит делится на древний (нижний, ранний) палеолит и поздний (верхний) палеолит. Первичные формы изобразительной деятельности человека, появляются в верхнем палеолите около 40–30 тысячелетий назад. Это были признаки существования религиозных культов, таких как ритуалы и погребения. Памятниками палеолитического искусства являются пещерная настенная живопись и рисунок, а также различные виды скульптуры. Ранние рисунки примитивны, это контурные головы животных и рук человека. Хорошим примером наскального рисунка служит «Раненый бизон» в пещере Альтамира в Испании. Он передает состояние животного, его ярость, силу. Но рисунок не был видом деятельности, он был тесно связан с обрядом. Позднее появляются изображения женщины, называемые ныне Венерами. Типичной можно считать "Виллендорфскую Венеру" (Австрия) - женскую статуэтку из известняка. Статуэтки Венер принято соотносить с культом плодородия и трактовать как «символ продолжения жизни и устойчивости основ человеческого бытия. Далее в верхнем палеолите появляются, резьба по кости, реалистические изображения людей и животных.
Мезолит - средний каменный век, период между палеолитом и неолитом. 5-6 тыс. лет до нашей эры. Развивается искусство. Найдены многочисленные рисунки людей, животных, растений; скульптура, в отличие от прежних так называемых палеолитических Венер с гипертрофированными вторичными половыми признаками, становятся более сложной, имеются даже изображения фантастических существ (например, «человек-рыба» из Лепенского Вира, Сербия). Наскальные изображения мезолита многофигуральны. Художник осознаёт себя частью общества, находящегося в постоянном движении, в центре бурлящей жизни. Детали не важны. Важны именно общность, движение. Появляются зачатки пиктографии - первого рисуночного письма. Возникает музыка и танцы, использовавшиеся во время празднеств и ритуалов. Расширяются возможности применения камня. Углубляются языческие религиозные представления.
Неолит - новый каменный век. Последний период каменного века, за которым следует эпоха металла. В этот период человек пытается изобразить животных и человека. Это искусство, главным образом представлено статуями-менгирами (Великобритания, Франция) – одинокими сигаровидными столбами, и наскальной живописью в Альпах. Формы произведений и способы их создания совершенствуются вместе с появлением изделий из глины и металла. Керамику считали основным признаком неолита. Значение получает монументальная архитектура в виде построений с религиозным направлением, культом традиций. Первые сооружения из каменных плит, это дольмены (Кавказ) и кромлехи – целые комплексы, сооруженные из вертикально-поставленных по кругу камней. Дольмены - древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (то есть к сооружениям, сложенным из больших камней). Основной функцией для дольменов всех типов является погребальная, что подтверждено археологическими исследованиями. Примером комплекса служит Стоунхендж (Англия). Стоунхендж состоит из кольцевых и подковообразных сооружений, построенных из больших менгиров. Назначение данного сооружения до сих неизвестно, но существует несколько версий:
• сооружение представляет собой храм, связанный с культом Солнца, который проводили древние племена, населявшие Британию;
• Стоунхенджа - грандиозная обсерватория каменного века;
• Стоунхендж использовался для захоронений и т.д.
Искусство первобытной эпохи выражало мировоззренческие установки и ценности, определявшие культурную деятельность. Искусство являлось показателем высокого уровня развития не только духовной, но и материальной культуры. В этот период эволюции искусства (от первых примитивных изображений через расцвет первобытного реалистичного, искусства к сложным абстрактным образам, выраженным в орнаменте), осложнения и расслоения общества, углубления представлений, об окружающем мире были заложены фундаментальные основы всей современной человеческой культуры.
- 1.Виды искусства.
- 2.Искусство первобытного общества.
- 3. Искусство Междуречья.
- 4.Искусство древнего Египта.
- Искусство Нового Царства. Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над азиатскими племенами гиксосов.
- 5.Искусство Древней Греции
- 7. Романское искусство
- 8.Готическое искусство.
- 9.Итальянское Возрождение
- 10. Германское Возрождение.
- 11.Нидерландское Возрождение.
- 12.Архитектура барокко.
- 14. «Малые голландцы».
- 15.Творчество Рембрандта.
- 16. Архитектура классицизма.
- 17. Скульптура барокко.
- 18.Живопись классицизма.
- 19.Скульптура классицизма.
- 20. Европейское искусство первой половины 19 века.
- 21. Европейское искусство второй половины 19 века.
- 23. Архитектура 20 века (Европа).
- 24. Европейская скульптура 20 века.
- 25.Европейская живопись 20 века.
- 26. Искусство Киевской Руси.
- 27. Искусство Владимира, Суздали. Искусство Владимиро-Суздальского княжества XII-XIII вв.
- 28. Искусство Новгорода, Пскова.
- 31. Русское искусство первой половины 18 века.
- 32. Русское искусство второй половины 18 века.
- 33. Русское искусство первой половины 19 века. Федотов, Иванов.
- Изобразительное искусство первой половины XIX века (о.А. Кипренский, в.А. Тропинин, а.Г. Венецианов, п.А. Федотов, к.П. Брюллов, а.А. Иванов)
- 35. Русское искусство второй половины 19 века. Передвижники.
- 38. Исторический и батальный жанр в творчестве передвижников.
- 39.Поиски своей темы: Репин, в. Васнецов, Ярошенко.
- 41.Русское искусство 1900 – 1917 годов.
- 42. Советское искусство 1917 – 1930 годов.
- 43.Советское искусство 1931 – 1945 годов.
- Живопись
- Графика
- Скульптура
- Архитектура
- Период 1960-1980-х гг
- Живопись
- Скульптура
- Архитектура
- 45. Советская архитектура.
- 46. Советская скульптура.
- 47. Суровый» стиль советской живописи.
- 48.«Лирический» стиль советской живописи.
- 49. Постмодернизм в российском искусстве.
- 50.Лауреаты Ленинской премии.
- 52 . Идеи дизайна в эпоху промышленных революций.
- 54. Принципы формообразования модерна.
- 55.Макинтош и «школа Глазго».
- 56.Строгановское училище и художественно-промышленное образование.
- 57. Новые стили в Европе конца 19 века – начало 20 века.
- 59. Русский модерн: поиски стиля.
- 60.Баухауз как прообраз дизайнерской школы.
- 61. Вхутемас и вхутеин.
- 62.Советский дизайн 20 годов.
- 63. Cоветский дизайн 30 годов.
- 64. От ар-деко до аэростиля.
- 65. Дизайн Европы второй половины 20 века
- 66.Феномен японского дизайна.
- 67.Современное искусство и дизайн.
- 68. Советский дизайн: мечты, эксперименты, действительность.
- 69. Сша второй половины 20 века – формирование общества потребления.
- 70. Британский дизайн второй половины 20 века.
- 71. Германский дизайн второй половины 20 века. Ульмская школа.
- 72. Итальянский дизайн второй половины 20 века.
- 73. Французский дизайн второй половины 20 века.
- 74. Скандинавский функционализм.
- 75. Дизайн на рубеже 21 века.