3. Искусство Междуречья.
Предыстория Двуречья: шумеро-аккадская культура
Предыстория Двуречья датируется серединой VII тысячелетия до н.э. На протяжении трех тысячелетий происходили огромные общественные перемены, в процессе которых собиратели пищи поднялись до уровня ее производителей, т.е. до неолитической революции. Дальнейшее развитие предысторической месопотамской культуры переносит нас уже в VI тысячелетие.
В IV тысячелетии до н.э. в южную часть Двуречья приходят шумеры - народ загадочный по происхождению и языку, чью прародину историки разыскивают и поныне. Именно шумеры закладывают основы всей последующей цивилизации Двуречья. По выражению С.Н. Крамера, “история начинается в Шумере”, ибо там на смену первобытной культуре пришла письменная культура городского типа.
Шумеры приносят с собой в Переднюю Азию не только письменность, но и религиозные представления, в которых нашли отражения миропредставления и те явления природы, сущность и действие которых они не могли объяснить.
Особенности мировоззрения: культы и верования
Самым древним культом был культ вечно плодоносящей и рождающей силы, которую олицетворяла богиня-матерь. К культу богини-матери присоединился культ подчиненного ей бога-мужчины, божества благородия. Корни этого культа таятся в древних шумерских обрядах. Тесная связь населения Двуречья с природой формировала, таким образом, его представления о мире богов, в которых заметно много пережитков анимизма.
Первое место в шумерском пантеоне занимала триада следующих богов: Ан - бог неба, Энлиль - бог земли, Энке - бог воды. Четвертое место занимала богиня Нинхурсаг, “мать всего живого».
Письменность, литература и мифология
Изобретение письма было эпохальной вехой. В области Передней Азии всех, уже во второй половине IV тысячелетия, им начали пользоваться шумеры. Неизвестно, где возникла письменность: на исконной родине или на территории Двуречья, но первоначально она была чисто пиктографическая, а позже - в виде древнейших клинописных знаков.
Двуречье - родина литературных произведений, которые сегодня с полным правом относят к выдающимся памятникам мировой литературы. Характерной особенностью литературных произведений Двуречья является их анонимность. В библиотеках сохранились литературные произведения различных жанров: эпос, гимны, сказания, плачи (жалобные песнопения), дидактические и философские сочинения.
Технические достижения, строительство и архитектура
Глина была одним из важнейших видов сырья. Согласно шумерской легенде, боги сделали из глины человека. Она сыграла известную роль в развитии культуры Древнего Двуречья, так как служила главным образом материалом для письма. Своими знаниями истории Двуречья и его соседей мы обязаны в первую очередь глиняной табличке. Таблички разных размеров несут на себе многочисленную информацию о различных сторонах культурной жизни Двуречья.
Строительная деятельность в Двуречье началась очень рано. Первые строения, которые должны были защищать от непогоды, солнца и служить жилищем, были из тростника. Каркас выполнялся из пучков тростниковых стеблей и покрывался циновками. Позже при строительстве стали использовать глину, смешанную с соломой. Так возникли первые, лепившиеся сначала в ручную кирпичи. Их сушили на солнце и обжигали в печах, так что по прочности они не уступали камню. Уже во II тысячелетии для облицовки зданий использовали глазурованный кирпич, цветной или украшенный рельефами. Кирпичи сначала подвергались легкому обжигу, затем из стекловидного волокна на них наносились контуры орнамента и каждая часть заливалась эмалевой краской. После этого кирпич снова обжигали.
В зодчестве Двуречья ярко отражались классовый антагонизм и значительные имущественные различия между отдельными слоями господствующего класса. В целом можно сказать лишь о наиболее характерных внешних чертах месопотамского зодчества. Для его технических возможностей определяющим был тот факт, что основным строительным материалом была только глина. До настоящего времени не сохранилось ни одной постройки в своих первоначальных размерах, но по раскопанным фундаментам, по изображению и описанию этих построек, можно приблизительно представить себе, каков был их первоначальный вид. Современные методы позволяют проследить отдельные этапы строительства крупных зданий - дворцов и храмов.
Храмовые сооружения Двуречья делятся на четыре основные типа, которым предшествовал дошумерский храм IV тысячелетия до н.э. Это небольшое прямоугольное святилище с одним жертвенником.
Второй основной тип представлен храмом с местом для очага; у его длинной стены находился обнесенный стеною двор. К третьему типу относится храм, центром которого был двор. Его план представлял собой квадрат со святилищем - целой, где на пьедестале помещалось изваяние бога, которому был посвящен храм. Четвертый тип храма с помещением для очага появляется в новоассирийское время.
Первоначально храмы возводили на искусственно возвышенных террасах, которые позже сменились ступенчатыми башнями - зиккуратами. Эти зиккураты считают еще и гигантскими алтарями, расположенными ближе к богам, на которых приносились жертвы. Жертвоприношение
Необходимость в регулярном снабжении водой привела к строительству водопроводов из керамических труб, акведуков (мотов-водопроводов). К гидросооружениям относились также плотины, набережные и каналы.
Обычные жилища горожан были, в сущности, образцом, по которому возводились позже здания дворцов. Такое жилище строилось вокруг двора, на который вели выходы из отдельных помещений. Чаще всего дома строились без окон из-за жаркого климата и по соображениям безопасности. Вместо окон между крышей и стенами оставлялось небольшое пространство для воздуха и света. Жилые помещения располагались в северной части постройки.
До наших дней дошла арка, распространившаяся в архитектуре Европы лишь со времен Александра Македонского, но которая использовалась в домах шумеров как деталь перекрытия ворот.
К особой отрасли строительства следует отнести кораблестроение. Самые древние плавучие средства делались из просмоленного тростника (их заливали асфальтом). Уже в шумерское время корабли различной формы и грузоподъемности, от узких челнов до тяжелых военных кораблей, строили из дерева и по чертежам. В том числе гребные и парусные с одной или несколькими мачтами.
С повышением производительности труда растет обмен товарами внутри общины и между соседними общинами, а с течением времени и с отдаленными областями.
Развитию торговых связей способствовали пути сообщения - караванные дороги и судоходные реки. Мосты и дороги находились под “защитой богов", но, несмотря на это, вдоль всего пути караванов размещались сторожевые посты, служащие еще и для передачи сигналов со сторожевых башен посредством огня. Вдоль дорог рылись колодцы, устраивались искусственные оазисы, использовались и дорожные указатели. Среди торговых документов встречаются путевые схемы и графики, своеобразные путеводители. Товары перевозились на ослах, мулах, лошадях и верблюдах. Телеги и повозки применялись для перевозки людей и больших и тяжелых предметов.
В качестве торгового эквивалента служило серебро.
Художественная культура.
Искусство Древнего Двуречья более динамично. Чем искусство Древнего Египта. Наиболее распространенными жанрами были архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство.
Зиккураты, высокие ступенчатые башни, символизировавшие постепенное восхождение к богу, обычно ярко раскрашивались: в черный, кирпичный, белый, золотой цвета. Широко использовалась керамическая плитка для облицовки зданий. Но наиболее интенсивно в Двуречье развивалась скульптура: рельефы, монументальная скульптура, мелкая пластика. Пластика отличается декоративностью (инкрустация золотом, медью, драгоценными камнями и дорогими сортами дерева), тонкой работой, высоким мастерством исполнения и отделки. Рельефы отражают наиболее яркие моменты истории и культуры страны: сцены военных походов, религиозные и мифологические сюжеты.
Искусство глиптики - резьбы по камню, кости, стеклу - применялось при изготовлении цилиндрических печатей и служило гражданским целям. Из твердых пород камня выполнялись цилиндрики, по оси которых было сделано отверстие, куда вставлялась палочка. На внешней стороне цилиндрика вырезались изображения. Печать прокатывалась по влажной мягкой глине. Оттиск служил “удостоверением личности” владельца и заменял его подпись.
По своей жизнестойкости культура Двуречья превзошла все древневосточные державы и пережила на два с лишним тысячелетия своих собственных творцов.
На базе шумерской культуры развивалась и росла культура семитов - вавилонян и ассирийцев. Через их посредство, в их передаче и переработке она распространилась в соседние области - Лидию, Персию, Сирию, Палестину, Малую Азию и проникла даже в Пелопоннес. Границы взаимных культурных влияний оказалось далеко за пределами Двуречья.
В VII в. до н.э. Вавилония была завоевана Персией. Персы разрушили Вавилон, а в последствии и Египет, в 526 г. до н.э. Эти завоевания положили конец цивилизациям Египта и Двуречья. Но культура их не разрушилась, хотя от памятников архитектуры остались лишь величественные руины: духовная культура Египта и Вавилонии была воспринята древними евреями и греками и внесла значительный вклад в формировании ближневосточно-средиземноморской цивилизации.
- 1.Виды искусства.
- 2.Искусство первобытного общества.
- 3. Искусство Междуречья.
- 4.Искусство древнего Египта.
- Искусство Нового Царства. Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над азиатскими племенами гиксосов.
- 5.Искусство Древней Греции
- 7. Романское искусство
- 8.Готическое искусство.
- 9.Итальянское Возрождение
- 10. Германское Возрождение.
- 11.Нидерландское Возрождение.
- 12.Архитектура барокко.
- 14. «Малые голландцы».
- 15.Творчество Рембрандта.
- 16. Архитектура классицизма.
- 17. Скульптура барокко.
- 18.Живопись классицизма.
- 19.Скульптура классицизма.
- 20. Европейское искусство первой половины 19 века.
- 21. Европейское искусство второй половины 19 века.
- 23. Архитектура 20 века (Европа).
- 24. Европейская скульптура 20 века.
- 25.Европейская живопись 20 века.
- 26. Искусство Киевской Руси.
- 27. Искусство Владимира, Суздали. Искусство Владимиро-Суздальского княжества XII-XIII вв.
- 28. Искусство Новгорода, Пскова.
- 31. Русское искусство первой половины 18 века.
- 32. Русское искусство второй половины 18 века.
- 33. Русское искусство первой половины 19 века. Федотов, Иванов.
- Изобразительное искусство первой половины XIX века (о.А. Кипренский, в.А. Тропинин, а.Г. Венецианов, п.А. Федотов, к.П. Брюллов, а.А. Иванов)
- 35. Русское искусство второй половины 19 века. Передвижники.
- 38. Исторический и батальный жанр в творчестве передвижников.
- 39.Поиски своей темы: Репин, в. Васнецов, Ярошенко.
- 41.Русское искусство 1900 – 1917 годов.
- 42. Советское искусство 1917 – 1930 годов.
- 43.Советское искусство 1931 – 1945 годов.
- Живопись
- Графика
- Скульптура
- Архитектура
- Период 1960-1980-х гг
- Живопись
- Скульптура
- Архитектура
- 45. Советская архитектура.
- 46. Советская скульптура.
- 47. Суровый» стиль советской живописи.
- 48.«Лирический» стиль советской живописи.
- 49. Постмодернизм в российском искусстве.
- 50.Лауреаты Ленинской премии.
- 52 . Идеи дизайна в эпоху промышленных революций.
- 54. Принципы формообразования модерна.
- 55.Макинтош и «школа Глазго».
- 56.Строгановское училище и художественно-промышленное образование.
- 57. Новые стили в Европе конца 19 века – начало 20 века.
- 59. Русский модерн: поиски стиля.
- 60.Баухауз как прообраз дизайнерской школы.
- 61. Вхутемас и вхутеин.
- 62.Советский дизайн 20 годов.
- 63. Cоветский дизайн 30 годов.
- 64. От ар-деко до аэростиля.
- 65. Дизайн Европы второй половины 20 века
- 66.Феномен японского дизайна.
- 67.Современное искусство и дизайн.
- 68. Советский дизайн: мечты, эксперименты, действительность.
- 69. Сша второй половины 20 века – формирование общества потребления.
- 70. Британский дизайн второй половины 20 века.
- 71. Германский дизайн второй половины 20 века. Ульмская школа.
- 72. Итальянский дизайн второй половины 20 века.
- 73. Французский дизайн второй половины 20 века.
- 74. Скандинавский функционализм.
- 75. Дизайн на рубеже 21 века.