60.Баухауз как прообраз дизайнерской школы.
Значительное влияние на развитие связей архитекторов и художников-конструкторов с живой практикой промышленного производства оказала деятельность художественно-технической школы «Баухауз».
В 1919 году в небольшом германском городе Веймаре Вальтером Гропиусом , немецким архитектором и теоретиком архитектуры, учеником Петера Беренса, был основан «Баухауз» - первое учебное заведение, призванное готовить художников для работы в промышленности. Школа сочетала функции учебного заведения и производственных мастерских.
Школа, по мнению ее организаторов, должна была выпускать всесторонне развитых людей, которые сочетали бы в себе художественные, духовные и творческие возможности. Кредо Баухауза - художник, ремесленник и технолог в одном лице - оказало глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство, от книжного иллюстрирования и рекламы до мебели и кухонной утвари. Прежние художественные школы не выходили за пределы ремесленного производства. Студентов Баухауза учили придавать функциональной форме эстетическую значимость.
Деятельность «Баухауза» была сосредоточена на разработке целесообразных и красивых форм, процессы изготовления которых строго увязывались с технологией индустриального производства, с новейшими конструкциями и материалами. Как результат этой работы возник стиль «Баухауз». Для промышленных образцов различных предметов в этом стиле характерны сухость линий, увлечение конструкцией как таковой, массивность.В короткое время «Баухауз» стал подлинным методическим центром в области дизайна.
При создании учебных программ ВХУТЕМАСа проводились консультации с представителями различных предприятий и отраслей промышленности, чтобы напрямую иметь связь с производством. В числе его профессоров были крупнейшие деятели культуры начала XX столетия архитекторы Мис ван дер Роэ, Ганнес Майер, Марсель Брейер, художники Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Фенингер, Пит Мондриан. Начало деятельности «Баухауза» проходило под влиянием утопических идей о возможности переустройства общества путем создания гармонической предметной среды. Архитектура рассматривалась как «прообраз социальной согласованности», признавалась началом, объединяющим искусство, ремесло и технику. Студенты с первого курса занимались по определенной специализации (керамика, мебель, текстиль и т. п.). Обучение разделялось на техническую подготовку (изучением станков, технологии обработки металла и других материалов.) и художественную подготовку (обучение живописи, рисунку, скульптуре). «Баухауз» считал, что одного только усвоения мастерства недостаточно для того, чтобы привлечь пластические искусства на службу промышленности. Поэтому, кроме обычных натурных зарисовок, технического рисования, на всех курсах шло беспрерывное экспериментирование, в процессе которого студенты изучали закономерности ритма, гармонии, пропорции (как в музыке изучается контрапункт, гармония, инструментовка).
Студенты овладевали всеми тонкостями восприятия, формообразования и цветосочетания. «Баухауз» стал подлинной лабораторией архитектуры и проектирования промышленных изделий. Важной вехой в истории «Баухауза» был переезд училища в промышленный город Дессау. Здесь по проекту самого Гропиуса было построено замечательное, вошедшее в золотой фонд мировой арх-ры специальное учебное здание, объединяющее учебные аудитории, мастерские, общежитии студентов, коттеджи профессоров. Это здание было во всех отношениях манифестом новой арх-ры: фактически это был комплекс зд-ий, включ. несколько корпусов разной высоты, объединенных крытыми галереями и наземными переходами. Коттеджи для препод-ей построены из одинаковых кубов, но по-разному соединенных. Форма каждого корпуса соответствовала его функциональному назначению. Интерьер каждого сугубо индивидуален.
В 30-е гг, под давлением уже нацистского правления, Баухауз был закрыт. Большинство руководителей «Баухауза», в том числе Гропиус, Мис ван дер Роэ, Моголь-Надь, навсегда уезжают из страны. Производство многих предметов, разработанных в те годы, продолжается и до сих пор. По сути, Баухауз заложил основы понимания Дизайна, как комплексной дисциплины, определив ее основные направления и методику преподавания профессии.
- 1.Виды искусства.
- 2.Искусство первобытного общества.
- 3. Искусство Междуречья.
- 4.Искусство древнего Египта.
- Искусство Нового Царства. Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над азиатскими племенами гиксосов.
- 5.Искусство Древней Греции
- 7. Романское искусство
- 8.Готическое искусство.
- 9.Итальянское Возрождение
- 10. Германское Возрождение.
- 11.Нидерландское Возрождение.
- 12.Архитектура барокко.
- 14. «Малые голландцы».
- 15.Творчество Рембрандта.
- 16. Архитектура классицизма.
- 17. Скульптура барокко.
- 18.Живопись классицизма.
- 19.Скульптура классицизма.
- 20. Европейское искусство первой половины 19 века.
- 21. Европейское искусство второй половины 19 века.
- 23. Архитектура 20 века (Европа).
- 24. Европейская скульптура 20 века.
- 25.Европейская живопись 20 века.
- 26. Искусство Киевской Руси.
- 27. Искусство Владимира, Суздали. Искусство Владимиро-Суздальского княжества XII-XIII вв.
- 28. Искусство Новгорода, Пскова.
- 31. Русское искусство первой половины 18 века.
- 32. Русское искусство второй половины 18 века.
- 33. Русское искусство первой половины 19 века. Федотов, Иванов.
- Изобразительное искусство первой половины XIX века (о.А. Кипренский, в.А. Тропинин, а.Г. Венецианов, п.А. Федотов, к.П. Брюллов, а.А. Иванов)
- 35. Русское искусство второй половины 19 века. Передвижники.
- 38. Исторический и батальный жанр в творчестве передвижников.
- 39.Поиски своей темы: Репин, в. Васнецов, Ярошенко.
- 41.Русское искусство 1900 – 1917 годов.
- 42. Советское искусство 1917 – 1930 годов.
- 43.Советское искусство 1931 – 1945 годов.
- Живопись
- Графика
- Скульптура
- Архитектура
- Период 1960-1980-х гг
- Живопись
- Скульптура
- Архитектура
- 45. Советская архитектура.
- 46. Советская скульптура.
- 47. Суровый» стиль советской живописи.
- 48.«Лирический» стиль советской живописи.
- 49. Постмодернизм в российском искусстве.
- 50.Лауреаты Ленинской премии.
- 52 . Идеи дизайна в эпоху промышленных революций.
- 54. Принципы формообразования модерна.
- 55.Макинтош и «школа Глазго».
- 56.Строгановское училище и художественно-промышленное образование.
- 57. Новые стили в Европе конца 19 века – начало 20 века.
- 59. Русский модерн: поиски стиля.
- 60.Баухауз как прообраз дизайнерской школы.
- 61. Вхутемас и вхутеин.
- 62.Советский дизайн 20 годов.
- 63. Cоветский дизайн 30 годов.
- 64. От ар-деко до аэростиля.
- 65. Дизайн Европы второй половины 20 века
- 66.Феномен японского дизайна.
- 67.Современное искусство и дизайн.
- 68. Советский дизайн: мечты, эксперименты, действительность.
- 69. Сша второй половины 20 века – формирование общества потребления.
- 70. Британский дизайн второй половины 20 века.
- 71. Германский дизайн второй половины 20 века. Ульмская школа.
- 72. Итальянский дизайн второй половины 20 века.
- 73. Французский дизайн второй половины 20 века.
- 74. Скандинавский функционализм.
- 75. Дизайн на рубеже 21 века.