logo
otvety_na_gosy

60.Баухауз как прообраз дизайнерской школы.

Значительное влияние на развитие связей архитекторов и художников-конструкторов с живой практикой промышленного производства оказала деятельность художественно-технической школы «Баухауз».

В 1919 году в небольшом германском городе Веймаре Вальтером Гропиусом , немецким архитектором и теоретиком архитектуры, учеником Петера Беренса, был основан «Баухауз» - первое учебное заведение, призванное готовить художников для работы в промышленности. Школа сочетала функции учебного заведения и производственных мастерских.

Школа, по мнению ее организаторов, должна была выпускать всесторонне развитых людей, которые сочетали бы в себе художественные, духовные и творческие возможности. Кредо Баухауза - художник, ремесленник и технолог в одном лице - оказало глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство, от книжного иллюстрирования и рекламы до мебели и кухонной утвари. Прежние художественные школы не выходили за пределы ремесленного производства. Студентов Баухауза учили придавать функциональной форме эстетическую значимость.

Деятельность «Баухауза» была сосредоточена на разработке целесообразных и красивых форм, процессы изготовления которых строго увязывались с технологией индустриального производства, с новейшими конструкциями и материалами. Как результат этой работы возник стиль «Баухауз». Для промышленных образцов различных предметов в этом стиле характерны сухость линий, увлечение конструкцией как таковой, массивность.В короткое время «Баухауз» стал подлинным методическим центром в области дизайна.

При создании учебных программ ВХУТЕМАСа проводились консультации с представителями различных предприятий и отраслей промышленности, чтобы напрямую иметь связь с производством. В числе его профессоров были крупнейшие деятели культуры начала XX столетия архитекторы Мис ван дер Роэ, Ганнес Майер, Марсель Брейер, художники Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Фенингер, Пит Мондриан. Начало деятельности «Баухауза» проходило под влиянием утопических идей о возможности переустройства общества путем создания гармонической предметной среды. Архитектура рассматривалась как «прообраз социальной согласованности», признавалась началом, объединяющим искусство, ремесло и технику. Студенты с первого курса занимались по определенной специализации (керамика, мебель, текстиль и т. п.). Обучение разделялось на техническую подготовку (изучением станков, технологии обработки металла и других материалов.) и художественную подготовку (обучение живописи, рисунку, скульптуре). «Баухауз» считал, что одного только усвоения мастерства недостаточно для того, чтобы привлечь пластические искусства на службу промышленности. Поэтому, кроме обычных натурных зарисовок, технического рисования, на всех курсах шло беспрерывное экспериментирование, в процессе которого студенты изучали закономерности ритма, гармонии, пропорции (как в музыке изучается контрапункт, гармония, инструментовка).

Студенты овладевали всеми тонкостями восприятия, формообразования и цветосочетания. «Баухауз» стал подлинной лабораторией архитектуры и проектирования промышленных изделий. Важной вехой в истории «Баухауза» был переезд училища в промышленный город Дессау. Здесь по проекту самого Гропиуса было построено замечательное, вошедшее в золотой фонд мировой арх-ры специальное учебное здание, объединяющее учебные аудитории, мастерские, общежитии студентов, коттеджи профессоров. Это здание было во всех отношениях манифестом новой арх-ры: фактически это был комплекс зд-ий, включ. несколько корпусов разной высоты, объединенных крытыми галереями и наземными переходами. Коттеджи для препод-ей построены из одинаковых кубов, но по-разному соединенных. Форма каждого корпуса соответствовала его функциональному назначению. Интерьер каждого сугубо индивидуален.

В 30-е гг, под давлением уже нацистского правления, Баухауз был закрыт. Большинство руководителей «Баухауза», в том числе Гропиус, Мис ван дер Роэ, Моголь-Надь, навсегда уезжают из страны. Производство многих предметов, разработанных в те годы, продолжается и до сих пор. По сути, Баухауз заложил основы понимания Дизайна, как комплексной дисциплины, определив ее основные направления и методику преподавания профессии.