logo search
otvety_na_voprosy_k_gos_ekzamenu

89.Дизайн современной Японии

Произведение японского дизайна — это микрокосм. Все его формы должны быть обдуманными и точными, красота — завершенной. Но даже идеальные формы мало что значат, если под ними скрывается пустота. Предмет становится целым миром, если он символичен, если в нем выражено существо времени и природы. Поэтому форма, цвет и украшение предмета могут содержать в себе исторический или литературный смысл. Выразительные контрасты предельно обобщенных форм черного, белого и красного цветов в эмблемах универмагов, фирм и общественных организаций заставляют вспомнить о лапидарной эстетике самурайских гербов, но исторические аллюзии при этом никогда не становятся навязчивыми. В высшей степени функциональная жилая и офисная мебель не знает ни орнаментов, ни украшений, но выглядит удобной, «человечной» и по-настоящему классической благодаря смягчению углов и граней и спокойной гармонии пропорций.

Самым главным источником вдохновения по-прежнему остается природа. Предпочтение отдается тому направлению дизайна, в котором человеческое сознание проявляется через образы природы. Символы четырех времен года — весенние цветы сакуры, спасающие от летней жары прохладные воды, красные листья клена под осенней луной, снег на ветвях сосны и стеблях бамбука — сохраняют прежнее обаяние. Они повторяются в авторской керамике, в декоративных тканях, даже в форме сладостей. Умение выразить большое в малом проявляется здесь в полной мере. Зашифрованная метафора будит воображение, наполняет неодушевленный предмет дыханием жизни.

Неизменной остается и любовь к традиционным материалам, к их природной красоте: открытой фактуре дерева, плетеному бамбуку (из которого делают и вазы для цветов, и посуду, и украшения), керамике, лаку. Большие чистые плоскости лакированного дерева или однотонного пластика делают современную мебель наследницей стиля старинных столиков и сундучков. Это, конечно, не значит, что японские дизайнеры избегают новейших материалов, напротив: они быстро, талантливо и охотно осваивают их. Но и в новомодном пластике или металле им удается найти природное начало, даже если речь идет о предметах быта. Разработчики кухонных приборов не скрывают холодноватого блеска хромированного металла, но «уютные», слегка вздутые формы, как в старом толстостенном фаянсе, кажутся по-настоящему домашними.

Это еще одна отличительная черта японского дизайна — одушевленность вещи. Современные предметы и приборы не противопоставляются человеку, не создают вокруг него враждебной среды. Они в полной мере являются его «созданиями». Даже продукция самых высоких технологий не должна нести на себе отпечатка равнодушной и обезличенной машинерии. Во многом этому способствует народное искусство, выросшее из старинных кустарных промыслов. Постиндустриальная Япония сумела и оценить его, и сохранить. Сегодня это действенный фактор ее художественной жизни. И в то же время японский дизайн в полной мере является продуктом нашей эпохи. Он основывается на самых передовых технологиях и немедленно осваивает вновь возникающие сферы. Его роль в обществе и производстве двояка: дизайн создает «лицо» для информационных систем и производственных агрегатов и пользуется тем и другим для решения своих задач. Он помог ввести компьютеры в наш быт и сам во многом стал результатом компьютерной технологии.