64. От ар-деко до аэростиля.
Стиль ArtDeco — влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах. Зарождается под влиянием французской традиции и утверждается на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже (1925). На выставке представлен провокационный павильон Ле Корбюзье EspritNouveau, демонстрирующий небольшой двухэтажный жилой дом. Жилая среда была уподоблена фабрике или лаборатории, планировка была открытой. Расстановка мебели оказывается ассиметричной, непривычны были большие открытые объемы и оконные плоскости. На голых стенах скупыми пятнами размещались произведения искусства.
Очень популярный и распространенный в свое время арт деко, и в наши дни остается эффективным средством воссоздания элегантности и роскоши. Своему возникновению арт деко обязан влиянию таких различных источников как Арт Нуво, кубизм и Баухауз с одной стороны, древниего искусства Египта, Востока, Африки, Америки с другой. Арт деко сочетал в себе одновременно неоклассицизм и обтекаемость, грациозность и игривость, монументальность и элегантность. Представители этого стиля игнорировали массовое промышленное производство товаров, они стояли за эксклюзивное изготовление предметов. В производстве изделий использовались ценные и дорогие материалы - змеиная кожа, слоновая кость, бронза, кристаллы, экзотическая древесина. Излюбленными формами были геометрические орнаменты из шести-, восьми-угольников, овалов и кругов, треугольников и ромбов. Кроме того широко использовались растительные формы недавно распространенного модерна, различные цитаты из классицизма, а также заимствования из египетской, африканской и других экзотических культур. Таким образом, в Арт Деко можно выделить множество направлений: элегантно-классический, экспрессивно-экзотический, а также различные модернистские варианты. Арт Деко начался с упоения роскошью и орнаментом, но впоследствии этот стиль изменил напрвление в сторону концепции функционального дизайна, впервые выдвинутой Баухаузом, и это произошло, когда немецкие дизайнеры прибыли в Америку, спасаясь от преследований в фашистской Германии, и привнесли свои идеи в американскую школу Арт Деко. В 1930-40 годах США охватила мода на "модерн" в стиле Арт Деко. Обтекаемые силуэты новой мебели, такой как в голливудских фильмах, пользовались огромной популярностью. Количество предметов ручной работы было ограничено, но был налажен выпуск огромного потока недорогих изделий Арт Деко. Стильность мебели достигалась путем покрытия обычных, массивных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком или созданием обтекаемых силуэтов из гнутой фанеры. Ручки изготавливали из обычной бронзы или просто заменяли их углублениями для пальцев. Популярны были сочетания черного и светлого лака. Возникла необходимость в многофункциональной мебели "чем компактнее, тем лучше". Ступенчатый силуэт, характерный для многих работ Франкла, прост и компактен. Прямоугольные очертания соотносятся с модернистскими направлениями , в то время как использование драгоценных пород дерева напоминает о традициях французских краснодеревцев. В 1933 году Марсель Бройер, будучи членом Баухауза, создал первый обтекаемый стул из стальных трубок. Его проект был задуман еще в 1928 году. Находясь под впечатлением от руля своего велосипеда, Бройер первым применил стальные трубки в производстве мебели. Свободнонесущая конструкция кресла, делающая ненужными ножки, для того времени была революционной. Популярность этой формы, некогда считавшайся величайшим достижением конструкторов, привела к бесконечному ее повторению и копированию. Поэтому сейчас она выглядит совершенно обыденно. В некотором смысле, это кресло, изготовленное из хромированных стальных трубок, крашенного дерева и парусины, ознаменовало окончательный разрыв с традициями, конец эпохи Арт Деко и приход "интернационального" стиля.
Аэростиль — разновидность декоративного оформления предмета обихода (например, кресло, похожее на автомобиль).
Аэростиль связан с дизайном автомобилей. Америка переживала в то время экономический подъем. Вторая мировая война дала сильнейший толчок развитию новых технологий. На острие технологического прогресса, естественно, находилась военная авиация. С нею в послевоенной Америке ассоциировалось все самое передовое и совершенное. Авиация вошла в моду.
Программным манифестом аэростиля стал Buick Le Sabre. Это детище Харли Эрла было представлено на выставке Motorama в 1951 году. Модель имела огромный успех. Ее образ причудлив, почти карикатурен — шеф-дизайнер GM буквально разрушил все существующие представления о современном автомобиле.
Машина была стилизована под новейший реактивный истребитель F86 Sabre, первый полет которого состоялся 18 мая 1948 года. Основа — характерный овальный "воздухозаборник", определяющий в самолете форму фюзеляжа. В автомобиле практических функций этот элемент не выполнял — настоящее радиаторное окно находилось под ним. Оно разделяло линию бампера на два сегмента, каждый из которых заканчивался "пулей" и загибался вверх по направлению к хромированному пятаку облицовки "воздухозаборника". "Пули" напоминали фрагменты ракетного вооружения F86. Подобный элемент дизайна является еще одной важной особенностью аэростиля, первых двух его этапов.
Еще одно серьезное нововведение, которое стало отличительным признаком стиля, — это панорамное лобовое стекло. Оно напоминает растянутую переднюю часть авиационного фонаря.
Считалось, что панорамное стекло увеличивает обзор. Однако из-за большой кривизны левого и правого краев часть окружающей действительности воспринималась сидящими внутри в искаженном виде.
И, наконец, самое главное — характерные пропорции кузова. Передние и задние крылья неимоверно растянуты. Огромный задний свес. Тяжеловесные задние крылья, имитирующие авиационные воздухозаборники, заканчиваются аэродинамическими килями, в которые вмонтированы причудливой формы стоп-сигналы.
Надо сказать, что на американском рынке тех лет были представлены не только роскошные представители аэростиля — признанные шедевры автодизайна. Характерные черты стиля прослеживались и в "народных автомобилях" ценою не более двух тысяч долларов.
- 1.Виды искусства.
- 2.Искусство первобытного общества.
- 3. Искусство Междуречья.
- 4.Искусство древнего Египта.
- Искусство Нового Царства. Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над азиатскими племенами гиксосов.
- 5.Искусство Древней Греции
- 7. Романское искусство
- 8.Готическое искусство.
- 9.Итальянское Возрождение
- 10. Германское Возрождение.
- 11.Нидерландское Возрождение.
- 12.Архитектура барокко.
- 14. «Малые голландцы».
- 15.Творчество Рембрандта.
- 16. Архитектура классицизма.
- 17. Скульптура барокко.
- 18.Живопись классицизма.
- 19.Скульптура классицизма.
- 20. Европейское искусство первой половины 19 века.
- 21. Европейское искусство второй половины 19 века.
- 23. Архитектура 20 века (Европа).
- 24. Европейская скульптура 20 века.
- 25.Европейская живопись 20 века.
- 26. Искусство Киевской Руси.
- 27. Искусство Владимира, Суздали. Искусство Владимиро-Суздальского княжества XII-XIII вв.
- 28. Искусство Новгорода, Пскова.
- 31. Русское искусство первой половины 18 века.
- 32. Русское искусство второй половины 18 века.
- 33. Русское искусство первой половины 19 века. Федотов, Иванов.
- Изобразительное искусство первой половины XIX века (о.А. Кипренский, в.А. Тропинин, а.Г. Венецианов, п.А. Федотов, к.П. Брюллов, а.А. Иванов)
- 35. Русское искусство второй половины 19 века. Передвижники.
- 38. Исторический и батальный жанр в творчестве передвижников.
- 39.Поиски своей темы: Репин, в. Васнецов, Ярошенко.
- 41.Русское искусство 1900 – 1917 годов.
- 42. Советское искусство 1917 – 1930 годов.
- 43.Советское искусство 1931 – 1945 годов.
- Живопись
- Графика
- Скульптура
- Архитектура
- Период 1960-1980-х гг
- Живопись
- Скульптура
- Архитектура
- 45. Советская архитектура.
- 46. Советская скульптура.
- 47. Суровый» стиль советской живописи.
- 48.«Лирический» стиль советской живописи.
- 49. Постмодернизм в российском искусстве.
- 50.Лауреаты Ленинской премии.
- 52 . Идеи дизайна в эпоху промышленных революций.
- 54. Принципы формообразования модерна.
- 55.Макинтош и «школа Глазго».
- 56.Строгановское училище и художественно-промышленное образование.
- 57. Новые стили в Европе конца 19 века – начало 20 века.
- 59. Русский модерн: поиски стиля.
- 60.Баухауз как прообраз дизайнерской школы.
- 61. Вхутемас и вхутеин.
- 62.Советский дизайн 20 годов.
- 63. Cоветский дизайн 30 годов.
- 64. От ар-деко до аэростиля.
- 65. Дизайн Европы второй половины 20 века
- 66.Феномен японского дизайна.
- 67.Современное искусство и дизайн.
- 68. Советский дизайн: мечты, эксперименты, действительность.
- 69. Сша второй половины 20 века – формирование общества потребления.
- 70. Британский дизайн второй половины 20 века.
- 71. Германский дизайн второй половины 20 века. Ульмская школа.
- 72. Итальянский дизайн второй половины 20 века.
- 73. Французский дизайн второй половины 20 века.
- 74. Скандинавский функционализм.
- 75. Дизайн на рубеже 21 века.