Судебные дискуссии
Пожалуй, о мастерстве судебных ораторов написано больше, чем о других видах красноречия, Аристотелем, Горацием, Кантом и др. Сама процедура судопроизводства родилась еще в Афинах — это две стороны процесса: суд протекает как дискуссия обвиняющей и защищающей сторон под председательством независимого судьи.
Сам процесс суда представляет собой постоянное полемически-доказательное выступление. Решение суда — решение судьбы. Неправильность принятого решения - бремя на всю жизнь. Именно в суде вербальность достигает такой важности. Решение суда — это всегда конечное слово, определяющее дальнейшую судьбу не только подсудимого, но и обвинителя, адвоката и даже судьи. Суд прежде всего должен воплощать в себе народную справедливость.
Решение суда опирается не только на дискуссию, но и на показания свидетелей, признания обвиняемых. Русский судебный оратор больше беседует, нежели декламирует или вещает, обращается больше к здравому смыслу, чем к фантазии присяжных.
Судебный процесс — своеобразная школа жизни, справедливости, культуры, мышления и языка, школа высочайшей ответственности, ведь от мастерства и внутреннего чувства справедливости юриста зависят судьбы людей. Лучшие ораторы всегда выступали против усложнения речи, особенно против употребления иноязычных терминов.
Но судебные речи не ограничиваются только дискуссией сторон. Бывают следствия, которые длятся годами. И строятся они тоже на текстах, составляющих десятки томов: это протоколы допросов, свидетельские показания, материалы прессы, письма, личные записи. Процесс общения следователя с подозреваемым чрезвычайно сложен.
Следователь должен понять подозреваемого, а подозреваемый, должен понять следователя. Отсюда и развитый словарный запас следователя.
Следователь должен вербально добиться от подозреваемого интересующих его фактов. Поэтому нередко первые прибегают к разного вида уловкам, наводящим вопросам и т.д.
Особую роль в судебном разбирательстве выполняет судья, ведь за ним остается последнее слово. Поэтому речь судьи должна быть доступна простому народу, который, несомненно, проявляет интерес к судебному разбирательству, но при этом должна быть и литературной, лаконичной, строгой. Речи судьи не должны выдавать каких-либо эмоций, напряжения.
Особенна речь и обвинителя. Человек должен доказать присутствующему народу вину подсудимого. Поэтому речь обвинителя должна быть четкой, но в то же время понятной.
Речь свидетеля, подкрепленная клятвой, должна обладать определенной степенью убеждения. Вообще, «правдивая речь» — вопрос обширный, им занимаются многочисленные исследователи.
- Виды красноречия. Типология
- Про́поведь в широком смысле — выражение или распространение каких-либо идей, знаний, истин, учений или верований, которое осуществляет их убеждённый сторонник. Проповедь как ораторская речь
- Разновидности судебной речи
- 5. Современный публичный монолог: речь политического оратора, проповедь, судебная речь, лекция, выступление журналиста, рекламного агента. Развитие содержания монолога
- Деловая речь
- Судебные дискуссии
- 6,Структура ораторской речи. Части традиционного риторического построения.
- Открытая аудитория - в теории перевода - аудитория, отличающаяся наличием обратной связи и определенной организации.
- 8.Типы аудитории и типы ораторов. Правила речевого поведения в определенных условиях коммуникации. Изучение аудитории.
- Докоммуникативная фаза
- Вопрос 18 Характеристика риторических фигур: фигуры осмысления, выделения и диалогизма. Стилистические приемы усиления эмоциональности.
- Вопрос 19 Судебная речь и специфика юридического языка
- 29.Значение творчества Аристотеля для развития риторики: проблема стиля и риторического построения, теория спора, учение о силлогизме. Характеристика трактата Аристотеля «Риторика». Образ оратора.
- Вопрос 32 Значение трудов Марка Фабия Квинтилиана для развития ораторского искусства (трактаты «Риторические наставления» и «Об образовании оратора»).
- 32.Значение трудов Марка Фабия Квинтилиана для развития ораторского искусства (трактаты «Риторические наставления» и «Об образовании оратора»).
- Вопрос 33 Луций Аней Сенека как создатель нового ораторского стиля.
- Вопрос 34 Развитие отечественной риторики в "доломоносовский" период (краткий обзор).
- Вопрос 35 Вклад м.В. Ломоносова в развитие российской риторики. Основные положения «Краткого руководства к красноречию» м.В. Ломоносова.
- Вопрос 36 Развитие российской риторики в XIX веке. Российская университетская школа красноречия. Риторики м.М. Сперанского, и.С. Рижского, а.С. Никольского.
- Вопрос 37 История становления российского судебного красноречия. Публикации рубежа хiх – хх веков (краткий обзор).
- Вопрос 38 Значение творческого наследия а.Ф. Кони для развития русского судебного красноречия.
- Вопрос 39. Характерные черты судебных речей ф.Н. Плевако.
- Вопрос 39 (второй вариант)Характерные черты судебных речей ф.Н. Плевако.
- Вопрос 40. Развитие юридической риторики в трудах а.Ф. Пороховщикова.
- 42 Риторика массовых коммуникаций, специфика ее проявления в разных средствах информации. Пути и перспективы развития риторики массовых коммуникаций.