2 Характеристика видов практики
Учебная практика студентов, обучающихся по специальности / направлению подготовки «Библиотечно-производственная деятельность» (БИД), включает учебно-ознакомительную и собственно учебную практику.
Учебно-ознакомительная практика направлена на формирование первичного профессионального самосознания, а также на получение первичных представлений о составе и структуре профессиональных знаний, умений и навыков.
В результате прохождения учебно-ознакомительной практики студент должен знать основные типы библиотечно-информационных учреждений, организационно-правовые формы библиотечно-информационной деятельности.
Учебная практика направлена на углубление и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения; на формирование первичных профессиональных умений и навыков по избранной специальности; на подготовку студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин; на формирование у студентов целостной научной картины и профессионального мышления; на развитие потребности в самообразовании и самосовершенствовании профессиональных знаний и умений.
В результате прохождения учебной практики студент должен владеть основными технологиями библиотечно-информационной деятельности, в том числе по профилю подготовки.
Производственная практика направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении специальных дисциплин; на формирование профессиональных умений и навыков, устойчивой и адекватной профессиональной направленности; на воспитание устойчивого интереса к профессии, убежденности в правильности ее выбора; на формирование опыта творческой деятельности, исследовательского подхода к процессу профессиональной деятельности; на проверку профессиональной готовности к самостоятельной трудовой деятельности.
После прохождения производственной практики профессиональные знания и умения студента-практиканта должны соответствовать следующим квалификационным требованиям.
Студент должен
знать:
задачи и технологии библиотечно-информационной деятельности;
требования к современному методическому оснащению библиотечных процессов;
факторы и условия успешного обеспечения информационных потребностей пользователей;
уметь:
планировать и анализировать собственную деятельность;
ориентироваться в многообразии библиотечных процессов;
формулировать конкретные задачи и определять путь их решения;
организовывать последовательное выполнение технологических процессов для успешного решения поставленных задач.
Приобретение первоначальных навыков и умений избранной профессии в процессе производственной практики могут быть освоены через следующие практические виды деятельности:
1) формирование фонда библиотеки (комплектование, организация, расстановка, учет, хранение, управление фондом);
2) каталогизация документов (библиографическое описание, определение полочных и каталожных индексов, координатное индексирование с помощью ключевых слов и предметных рубрик, создание системы каталогов, алфавитно-предметного указателя, работа с электронным каталогом и базами данных);
3) библиографическая деятельность (создание системы картотек, рекомендательные списки и библиографические указатели, обучение студентов основам информационной культуры);
4) библиотечное обслуживание на абонементе и в читальном зале (индивидуальная и массовая работа с пользователями, выставочная деятельность, реклама и т. д.).
Данные виды деятельности способствуют приобретению профессиональных, организационных и творческих навыков / общепрофессиональных и предметных компетенций через включение в производственную деятельность различных отделов библиотеки, приобщение к конкретным производственным задачам, участие в библиотечном производственном процессе.
В результате прохождения производственной практики у студента должны сформироваться компетенции:
общекультурные:
готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
профессиональные:
готовность к взаимодействию с потребителями информации, готовность выявлять и качественно удовлетворять запросы и потребности, повышать уровень их информационной культуры;
способность формировать документные фонды, базы и банки данных, обеспечивать их эффективное использование и сохранность;
владение методами качественной и количественной оценки работы библиотеки;
готовность принимать компетентные управленческие решения в профессионально-производственной деятельности;
готовность к решению задач по организации и осуществлению информационного планирования, учета и отчетности;
способность к анализу управленческой деятельности библиотечно-информационных учреждений;
способность управлять профессиональными инновациями;
способность к организации системы маркетинга библиотечно-информационной деятельности;
готовность к социальному партнерству;
в области проектной деятельности:
готовность к участию в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности;
в области научно-исследовательской и методической деятельности:
способность к изучению и анализу библиотечно-информационной деятельности;
готовность к использованию научных методов сбора и обработки эмпирической информации при исследовании библиотечно-информационной деятельности;
готовность к аналитико-синтетической переработке информации;
в области информационно-аналитической деятельности:
готовность к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов;
в области психолого-педагогической деятельности:
готовность к организации воспитательно-образовательной работы средствами библиотеки.
Педагогическая практика студентов является составной частью образовательного процесса в педагогическом вузе. Она предназначена для закрепления полученных теоретических знаний, а также способствует освоению студентами навыков будущей профессии – библиотекаря-библиографа, преподавателя.
Педагогическая практика направлена на формирование у студентов функциональных компетенций, развитие способностей к выполнению задач в профессиональной и образовательной сферах, умение анализировать и интерпретировать учебную и учебно-методическую литературу, моделировать, проводить и оценивать отдельные элементы образовательного процесса; овладение современными приемами диагностики знаний обучаемых, новыми образовательными технологиями, приемами и методами учебно-воспитательной работы.
Приобретение первоначальных навыков и умений профессии преподавателя в процессе педагогической практики может быть освоено через обучение пользователей библиотеки основам информационной культуры:
правилам библиографического описания, в том числе аналитического описания;
алгоритмам поиска информации по традиционным каталогам и картотекам;
различным видам поиска по электронному каталогу;
методике поиска информации в Интернете;
использованию информации с сайта библиотеки.
Педагогическая практика способствует осознанию профессиональных, организационных и творческих основ профессии библиотекаря-библиографа, преподавателя.
- Библиотечно-информационная деятельность
- Содержание
- Раздел 1 Общее библиотековедение 50
- Методические рекомендации по профессиональной практике Предисловие
- 1 Общие положения
- 2 Характеристика видов практики
- Принципы, цели и задачи педагогической практики
- 3 Базы практики
- 4 Требования к прохождению практики
- 5 Порядок прохождения практики
- 6 Отчетные документы
- Фрагмент дневника практики
- 7 Этапы учебно-ознакомительной практики
- 8 Этапы учебной практики
- 9 Этапы производственной практики
- Учебно-тематический план консультаций
- 10 Этапы педагогической практики
- Тематический план
- Фрагмент плана отчетности
- Библиотечные каталоги
- Аналитико-синтетическая переработка информации
- Библиотечное обслуживание
- Организация и методика библиографической работы библиотеки
- Дополнительная литература
- Библиотечный менеджмент и маркетинг
- Информационная культура личности
- Список использованной литературы
- Приложения
- Титульный лист дневника практики
- Дневник ……………. Практики
- Титульный лист отчета по практике
- Отчет по
- Рекомендации по прохождению педагогической практики Уважаемый коллега!
- Добрые пожелания
- Уважаемый коллега! помни!
- Фрагмент дневника практики
- Примерная схема самоанализа мероприятия
- Фрагмент схемы самоанализа мероприятия
- Характеристика студента-практиканта
- Программа государственного экзамена
- 2 Библиотека и общество
- Литература
- 3 Библиотека как система
- Литература
- 4 Система управления библиотечным делом
- Литература
- 5 Библиотечная профессия
- Литература
- 6 Библиотековедение как наука. Библиотековедение в системе наук
- Литература
- Раздел 2 Общее библиографоведение
- 1 Основы теории библиографической информации как исходного понятия общей теории библиографии; формы существования библиографической информации, ее основные общественные функции
- Литература
- 2 Библиографическая деятельность – центральная категория библиографоведения. Закономерности ее развития и функционирования, принципы; компонентная и видовая структуры
- Литература
- 3 Современное состояние библиографии в России
- Литература
- 4 Проблемы и задачи национальной (государственной) библиографии
- Литература
- 5 Научно-вспомогательная библиография в Российской Федерации. Основные библиографические центры
- Литература
- Раздел 3 Социальные коммуникации
- 1 Понятие социальной коммуникации как межнаучной категории
- Литература
- 2 Коммуникационная деятельность и общение
- Литература
- 3 Коммуникационные каналы
- Литература
- 2 Классификация документов. Документная деятельность
- Литература
- 3 Текст как основа документа. Классификация текстов и их стилистические свойства
- Литература
- 4 История и современное состояние книжного дела за рубежом
- 5 История и современное состояние книжного дела в России
- Литература
- Раздел 5 Аналитико-синтетическая переработка информации
- 1 Библиографическая запись как результат аспи. Значение, функции, принципы составления и характеристика ее элементов и их назначение
- Литература
- 2 Система форматов rusmarc. Общая характеристика
- Литература
- 3 Индексирование. Определение, назначение, виды
- Литература
- 4 Библиотечно-библиографическая классификация (ббк): история создания и структура
- Литература
- 5 Аннотирование: сущность, назначение, методика. Классификация аннотаций
- Литература
- 6 Реферирование: сущность, назначение, методика. Классификация рефератов
- Литература
- Раздел 6 Информатика
- 1 Информация: виды, свойства, измерение, кодирование
- Литература
- Дополнительная литература
- 2 Информатизация постиндустриального общества
- Литература
- Дополнительная литература
- 3 Персональные компьютеры как техническая основа информатизации общества
- Литература
- Дополнительная литература
- 4 Системное программное обеспечение компьютера
- Литература
- Дополнительная литература
- 5 Корпоративные библиотечно-информационные сети
- Литература
- Дополнительная литература
- 6 Информационная безопасность. Защита информации
- Литература
- Дополнительная литература
- Раздел 7 Информационные технологии
- 1 Информационная технология как наука и практическая деятельность
- Литература
- 2 История, тенденции и перспективы развития информационных технологий
- Литература
- 3 Классификация информационных технологий
- Литература
- 4 Интернет и сетевые сервисы
- Литература
- 5 Менеджмент информационных технологий
- Литература
- Цикл специальных дисциплин Раздел 8 Библиотечный фонд
- 1 Библиотечный фонд в системе документных фондов
- Литература
- 2 Формирование библиотечного фонда. Теоретические основы и технологический цикл
- Литература
- 3 Моделирование и комплектование библиотечных фондов
- Литература
- 4 Организация и сохранность библиотечных фондов
- Литература
- 5 Управление библиотечным фондом
- Литература
- Раздел 9 Библиотечный менеджмент
- 1 Библиотека как объект управления
- 2 Методологические основы менеджмента
- 3 Территориальная организация библиотечного дела
- 4 Организационная структура библиотеки
- 5 Экономический анализ деятельности библиотеки
- 6 Система менеджмента качества библиотеки
- Литература
- Раздел 10 Библиотечное обслуживание
- 1 Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания
- Литература
- 2 Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс. Читатель и библиотекарь как его равноправные участники
- Литература
- 3 Библиотечное обслуживание как технологический процесс
- Литература
- 4 Организация библиотечного обслуживания в современной библиотеке
- Литература
- 5 Библиотекарь как один из основных участников процесса библиотечного обслуживания
- Литература
- Раздел 11 Библиографическая деятельность библиотеки
- 1 Библиографическая деятельность библиотеки
- Литература
- 2 Справочно-библиографический аппарат библиотеки (сба)
- Литература
- 3 Библиографическое обслуживание: виды и особенности
- Литература
- 4 Организация и технология библиографирования
- Литература
- 5 Управление библиографической деятельностью
- Литература
- Раздел 12 Основы педагогического мастерства
- 1 Педагогическая деятельность
- Литература
- 2 Педагогическая культура
- Литература
- 3 Педагогическое мастерство
- Литература
- 4 Педагогическое общение
- Дополнительная литература
- 2 Библиотечно-информационные дисциплины как объект преподавания
- Литература
- 3 Преподавание библиотечно-информационных дисциплин как составная часть профессиональной подготовки
- Литература
- Дополнительная литература
- 4 Библиотечная педагогика
- Литература
- Дополнительная литература
- 5 Подготовка библиотечных специалистов
- Литература
- Дополнительная литература